Крейг Мюррей против Алишера Усманова
20.11.07 18:00, Uznews.net
Бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей настаивает на криминальном происхождении денег российского олигарха, выходца из Узбекистана Алишера Усманова, в то время как последний предпринимает попытки задобрить британскую прессу.
На своем сайте, возобновившем работу после трехнедельного отключения за публикацию компрометирующих материалов об Алишере Усманове, Крейг Мюррей вновь продолжает полемику относительно настоящего и прошлого российского миллиардера.
Бывший посол, сегодня известный как влиятельный политический блоггер, Мюррей заявляет, что опубликованное 19-го ноября в британской газете «Guardian» письменное интервью Алишера Усманова, в котором он ответил на 37 вопросов издания, лишь подтвердило его связи с узбекской мафией и криминальное прошлое, но никак не помогло ему улучшить подпорченную репутацию.
Алишер Усманов, генеральный директор компании «Газпром Инвест Холдинг», совладелец английского футбольного клуба «Арсенал», российского издательского дома «КоммерсантЪ», музыкального канала «МузТВ», намеревавшийся приобрести и русское издание журнала «Newsweek», но получивший отказ от его владельца - «Washington Post», по убеждению Мюррея, является невероятно разбогатевшим криминальным элементом.
Сегодня в интервью Uznews.net Мюррей вновь подтвердил свою позицию, что он нисколько не сомневается в грязном происхождении финансового могущества Усманова, в том, что в годы СССР он занимался мошенничеством, рэкетом и наркобизнесом, а в период с 1980-го по 1986 годы отбывал тюремное наказание за изнасилование.
Тема судимости Усманова являлась также ключевой для журналиста «Guardian», пытавшего узнать лично от Усманова, за что он отбывал наказание в тюрьме, и каким образом с него были сняты все обвинения. Но Усманов на все вопросы давал крайне уклончивые ответы, из которых можно было понять, что он являлся политзаключенным, пострадавшим от репрессий КГБ.
«Все обвинения, предъявленные мне в 1980 году, были сфабрикованы. Верховный суд Узбекистана вынес постановление о реабилитации, в котором заявил, что эти преступления НИКОГДА НЕ ПРОИСХОДИЛИ (шрифт Усманова).
- Я не вижу необходимости обсуждать ложные обвинения, опровергнутые Верховным судом страны. Хотел бы подчеркнуть, что я был реабилитирован не за хорошее поведение и не из-за отсутствия доказательств, а за отсутствием состава преступления. Поэтому я не буду больше возвращаться к этой теме, в особенности, после того, как я уже все это объяснил британской прессе. Считаю это бессмысленным. Между прочим, по Вашим законам, все упоминания в прессе моего имени в связи с ложными обвинениями, являются правонарушением», - ответил Усманов «Guardian».
Но все же, отвечая на вопросы о судимости, Усманов против своей воли обнаружил противоречие с тем, о чем он говорил в своих ранних интервью: что судимость его была погашена не решением Михаила Горбачева, пользующегося авторитетом на Западе, а Верховным судом Узбекистана в 2000 году, который издал постановление об аннулировании приговора суда.
По мнению Мюррея, Алишер Усманов в интервью невольно для себя обнажил и другую правду, рассказав о своем знакомстве с узбекским криминальным авторитетом Гафуром Рахимовым, по соседству с которым, по признанию олигарха, проживают его родители.
На вопросы о связях с семьей Ислама Каримова - самим президентом и его дочерью Гульнарой Каримовой Усманов отвечал односложно, по принципу: не видел, не слышал, не знаю. Он также категорически отверг слухи о его бизнес-интересах в Узбекистане, в частности, в газовом секторе и возможности в будущем стать президентом Узбекистана.
Феномен Алишера Усманова, недавно вышедшего из тени и привлекшего к себе внимание во всем мире своими дорогущими покупками, становившимися мировой новостью, по мнению Мюррея, опасен и, одновременно, печален.
Как говорит Мюррей, сегодняшняя реальность такова, что в момент, когда ты становишься супербогатым, ты приобретаешь уважение и влияние, и никого с этого момента уже не интересует, где и как были заработаны твои деньги.
А такое богатство в глобализированном мире дает возможность не только покупать футбольные команды, но и приобретать политическое влияние в меньших странах, таких, как Узбекистан, закрывать неугодные сайты в свободной стране, такой, как Британия.
«Ни у кого нет стольких денег, чтобы судиться с Усмановым, а он может нанять армию адвокатов, поэтому издания еще подумают, публиковать ли даже то, в чем они на 100% уверены», - говорит Мюррей.
Угроза разорительного судебного процесса уже напугала британскую хостинговую компанию, которая была вынуждена в сентябре этого года отказать в предоставлении услуг Мюррею, отключив его сайт. Лишь спустя три недели сайт Мюррея вновь заработал, найдя новый «дом» в Нидерландах.
Но сам бывший посол надеется на то, что Алишер Усманов подаст на него в суд - это было бы хорошей возможностью вывести на чистую воду его темное прошлое, считает Мюррей.
Возможно, опасаясь этого, во вчерашнем интервью «Guardian» Алишер Усманов заявил, что судиться он не намерен, так как у него нет на это времени.
Uznews.net
Ответы Алишера Усманова на вопросы газеты Guardian
(Перевод RB.RU)
- Не могли бы Вы рассказать нам, почему Вы купили поместье в графстве Суррей, и подтверждаете ли Вы, что три года назад заплатили за него 10 млн фунтов?
Это прекрасное поместье, и я надеюсь вернуть ему его первозданное великолепие. Сумма, которую я за него заплатил, мое личное дело.
- На каком уровне Вы участвовали в соревнованиях по фехтованию?
Я бывший саблист, и участвовал в соревнованиях от республиканской сборной Узбекистана.
- Расскажите, пожалуйста, когда Вы впервые побывали на матче "Арсенала", и что сделало вас болельщиком этой команды? Можете ли Вы подтвердить, что рассматриваете также инвестиции в "Манчестер Юнайтед" и "Сперс"?
Хорошо известно, что я давний поклонник футбола. Моя любовь к британским командам началась после Чемпионата мира 1966 года. Я начал посещать матчи с участием "Арсенала" восемь лет назад, в основном из-за Арсена Венгера. Я считаю его гением, далеко превосходящим всех других тренеров.
Я не раз видел "Арсенал" в действии, и особенное удовольствие получал от игр команд, в которых сочетались жесткость Виеры с блестящими способностями нападающего Генри, Бергкампа и Пиреса. Я всегда любил "Арсенал", и именно в эту команду при первой возможности хотел вложить свои средства.
- Можете ли Вы представить, что когда-либо будете жить в Великобритании?
Мой дом в Москве, и я не планирую менять место жительства.
- Как бы Вы описали свои отношения с президентом РФ Владимиром Путиным?
Это отношение гражданина, который поддерживает своего президента и гордится, что у его страны такой лидер.
- Можете ли Вы объяснить причины, по которым Вы купили коллекцию Мстислава Ростроповича и выкупили авторские права на советские мультфильмы?
Мне очень повезло в бизнесе, и я считаю правильным, когда люди, добившиеся такого богатства, что-то возвращают обществу. И уникальная коллекция Ростроповича, и мультфильмы должны быть в России.
- Что Вы можете рассказать нам о своих отношениях с президентом Узбекистана Исламом Каримовым и его дочерью Гульнарой Каримовой?
Между мной и президентом Каримовым или членами его семьи нет никаких отношений.
- Возможно ли, что в будущем Вы примете участие в политике Узбекистана?
У меня нет ни малейших намерений заниматься политикой в Узбекистане или где бы то ни было еще.
- Не могли бы Вы раскрыть все обвинения, предъявленные Вам в 1980 году, и рассказать нам, по каким обвинениям был вынесен приговор?
Все обвинения, предъявленные мне в 1980 году, были сфабрикованы. Верховный суд Узбекистана вынес постановление о реабилитации, в котором заявил, что эти преступления НИКОГДА НЕ ПРОИСХОДИЛИ (шрифт Усманова).
Я не вижу необходимости обсуждать ложные обвинения, опровергнутые Верховным судом страны. Хотел бы подчеркнуть, что я был реабилитирован не за хорошее поведение, и не из-за отсутствия доказательств, а за отсутствие состава преступления. Поэтому я не буду больше возвращаться к этой теме, в особенности после того, как я уже все это объяснил британской прессе. Считаю это бессмысленным. Между прочим, по Вашим законам, все упоминания в прессе моего имени в связи с ложными обвинениями, являются правонарушением.
- Не могли бы Вы рассказать нам об обстоятельствах Вашего ареста и судебного процесса, а также о том, как были сняты обвинения?
На этот вопрос я ответил выше. Кроме того, я недавно говорил на эту тему в Sunday Times и в других источниках.
- Как Вы ответили на обвинения со стороны депутата Европарламента Томаса Уайза от 35 сентября?
Я никогда не встречался с этим человеком и подозреваю, что и он не знает меня достаточно близко. Полагаю, что он либо стал жертвой чьей-то дезинформации, либо считает всех российских бизнесменов преступниками по определению.
- Уайз упомянул в своем выступлении Гафура Рахимова. Вы говорили, что знаете Рахимова много лет. Верно ли это? Что Вы можете сказать о своих отношениях с Рахимовым и об обвинениях в его адрес?
Как я уже объяснял раньше, я знаю его только как соседа моих родителей. Меня с ним никогда не связывали деловые отношения, не связывают и сейчас.
- Окончив Московский Государственный Институт Международных Отношений, Вы работали во Внешнеэкономической ассоциации Советского комитета защиты мира. Сейчас известно, что Советский комитет защиты мира работал в тесном сотрудничестве с КГБ, и находился под его сильным влиянием. Его часто описывают как фронт КГБ. Что Вы можете сказать об этой точки зрения на Комитет и о своей работе в нем?
Создается впечатление, что Ваши вопросы основаны на дезинформации, которую "сливают" в прессу третьи стороны, вероятно, по указке наших конкурентов, чтобы бросить тень на мое имя. Эти обвинения неоднократно опровергались в тех же самых газетах, которые их изначально публиковали.
Мне непонятно, каков был ход Вашей мысли, когда Вы предположили, что человек, который провел шесть лет в тюрьме по обвинениям, сфабрикованным КГБ, каким-то образом связан с КГБ. Ответ на этот и подобные вопросы прост: я никогда не состоял в КГБ.
- Вы являетесь генеральным директором одной из основных дочерних компаний "Газпрома" "Газпром инвест холдинг" и бывший консультант "Газпрома". Вам приписывают основные заслуги за заключение сделки "Газпрома" с Узбекистаном в 2004/2005 году. На пресс-конференции 2 октября Вы со смехом сказали британским спортивным журналистам: "Я никогда не вел никаких дел в Узбекистане". Вы имеете в виду, что Вы не играли никакой роли в сделке "Газпрома" и не вели бизнеса в Узбекистане?
Я хотел бы подчеркнуть, что "Газпром инвест холдинг" занимается финансовыми инвестициями "Газпрома" и никак не связан с коммерческой деятельностью компании, включая газ и какие бы то ни было сделки в Узбекистане. Лично у меня нет никакого бизнеса в Узбекистане и никогда не было. Говоря об этом на пресс-конференции, я улыбался только потому, что все заявления, утверждающие обратное, абсурдны.
- В декабре 1998 года Лорд Оуэн сказал газете Observer, что Вы сообщили ему, что обвинения в преступлениях были с Вас сняты благодаря вмешательству президента Узбекистана Ислама Каримова. Что Вы можете рассказать нам об отношениях с Каримовым?
Я уже ответил на этот вопрос.
- Признаете ли Вы, что президент Каримов был причастен к аннулированию обвинений? Какова, в таком случае, была его роль?
Обвинения против меня были не аннулированы, а пересмотрены Верховным судом, который доказал, что они сфабрикованы.
Решение о моем полном оправдании было принято Верховным судом, а не президентом. Я не поддерживаю никаких отношений с президентом Каримовым, и уже во второй раз вынужден отвечать на этот вопрос.
Более того, апелляцию в Верховный суд в постсоветском Узбекистане подали два других человека, обвиненных по этому делу. Я не мог этого сделать, будучи гражданином другой страны. Люди, которые распространяют этот мусор, предпочитают игнорировать некоторые факты, которые не вписываются в их теории.
- Ходят слухи, что Кремль видит в Вас преемника президента Каримова. Что Вы можете на это ответить?
Это плод больного воображения так называемых "кремлинологов". Я никогда не буду преемником Каримова.
- Намерены ли Вы в будущем заняться политикой в Узбекистане?
Я уже ответил на этот вопрос выше.
- В российских СМИ было несколько сообщений о Вашем присутствии на мероприятиях, организованных дочерью Каримова Гульнарой Каримовой. По крайней мере, один из таких репортажей появился в газете "Коммерсантъ", которая Вам принадлежит. ("Коммерсантъ", 20 ноября, 2006 года). Кроме того, многие пишут о том, что Каримова сыграла важную роль в заключении сделки об экспорте газа с "Газпромом", в рамках которой "Газпром" получил возможность пользоваться газовыми месторождениями Узбекистана. Что Вы можете сказать о своих отношениях с Каримовой?
Я встречался с Каримовой один раз во время официального мероприятия, организованного узбекским посольством и Культурным фондом Узбекистана в Москве.
- Действительно ли Каримова сыграла роль в заключении сделки об экспорте газа с "Газпромом"?
Мне ничего об этом неизвестно. Я считаю, что все сделки "Газпрома" заключались в соответствии с принятой практикой, как сделки любой открытой компании.
- Работали ли Вы в сотрудничестве с Каримовой, добиваясь заключения этой сделки?
Я уже описал ограниченный характер моих отношений с Каримовой. У меня никогда не было с ней деловых отношений. Я искренне не понимаю, что заставляет Вас верить в заявления, говорящие об обратном, из уст человека, не предоставившего никаких доказательств в поддержку своей позиции. У меня нет никаких отношений, никаких политических или деловых связей с Каримовой.
- Известно, что Вы были приговорены по обвинению в нескольких преступлениях в августе 1980 года к восьми годам лишения свободы и отбыли шесть лет в заключении. Guardian известно, что Ваш отец и отец вашего соответчика были сняты с постов в правительстве. Вы приводили этот факт в качестве довода в пользу того, что обвинения были сфабрикованы. Нам также известно, что Вы были реабилитированы в июле 2000 года. Пожалуйста, подтвердите точность этих фактов.
Я не понимаю, зачем задавать один и тот же вопрос. Большую часть моей сознательной жизни я был свидетелем и непосредственным участником формирования новой России, Вы же сосредоточили все свое внимание на этих шести годах, которые я провел в тюрьме из-за ложных обвинений.
Складывается впечатление, что Вы готовите историю для рубрики "криминальные хроники". Я могу только еще раз подтвердить одно: я не совершал тех преступлений, в которых меня обвиняли.
- Почему слушание проходило в военном трибунале, а не в гражданском суде?
Это связано с ложным характером обвинений. Я думаю, что это было сделано для того, чтобы усилить роль заинтересованных сторон в судебном процессе.
- СМИ России и Великобритании писали, что Вас обвиняли в мошенничестве, коррупции и хищении государственной собственности. Кроме того, в средствах массовой информации в России появлялись сообщения о том, что Вы обвинялись в изнасиловании.
Все обвинения по этому делу были сфабрикованы. Я дам Вам копию приговора, если Вы хотите знать, какие обвинения мне были предъявлены, и Вы увидите, что изнасилования там нет. Это злостная ложь, распространяемая недалекими людьми, которые наивно считают меня своим конкурентом. Тот факт, что Вы задаете мне эти вопросы, доказывает только, что вы не дали себе труда изучить факты, а просто слепо полагаетесь на публикации, которые неоднократно были опровергнуты.
- 25 сентября 2007 Томас Уайз, депутат Европарламента, сделал ряд резких выпадов в Ваш адрес, в том числе обвинил Вас в причастности к убийству журналиста газеты "Коммерсантъ" Ивана Сафронова. Что Вы можете на это ответить?
Обвинение в причастности к смерти Сафронова является шокирующей инсинуацией, абсолютно ни на чем не основанной, как и другие обвинения в мой адрес. Я не был знаком с этим журналистом, и на тот период даже не встречался с редакцией газеты.
Я рассматриваю все обвинения такого рода как провокацию. Я хотел бы, чтобы у меня было время, чтобы подать в суд на всех тех, кто распространяет эту клевету.
- Компания Archangel Diamond Corporation обвиняет своего бывшего партнера по совместному предприятию компанию "Архангельскгеолдобыча" (АГД) в фальсификации, нарушении контракта и использовании российской прокуратуры для угроз в адрес представителей Archangel Diamond Corporation. Согласно заявлению Archangel Diamond Corporation, Вы были заместителем главы АГД в тот период. Что Вы можете ответить на эти обвинения?
Это дело уже слушалось в нескольких судах. Насколько мне известно, ADC обсуждает пути улаживания этой проблемы. Я уже давно ушел из этого бизнеса. Все попытки привлечь меня к этому делу в качестве ответчика были отвергнуты в судебном порядке.
- Archangel Diamond Corporation также заявляет, что Вы приобрели контроль над государственной горнодобывающей компанией благодаря приватизационной схеме, позволившей Вам купить по заниженной цене акции, предназначавшиеся для сотрудников. Это противоречит Вашему утверждению, что Вы не олигарх, так как не получили ничего от правительства, но покупали все по рыночной цене. Что Вы можете ответить на эти обвинения?
Ваша информация некорректна. Часть акций были приобретены у финансовых институтов на вторичном рынке после первичного размещения акций, часть - у сотрудников по цене, которая их, очевидно, устроила, и которая в сто раз превышала ту цену, которую они заплатили за акции. Я настаиваю на своем утверждении. В жизни обвинения и факты редко совпадают.
- Состояли ли Вы когда-либо на службе в российской или узбекской разведке?
Нет.
- Хотите ли Вы что-либо сказать о своих близких контактах с сотрудниками КГБ и ФСБ?
Нет.
- Хотели бы Вы что-нибудь добавить к сказанному выше или сообщит какую-то еще информацию по затронутым темам?
Очень жаль, что люди предпочитают воспринимать пропаганду как факты, хотя она не подкреплена никакими доказательствами. Если у Вас есть какие-то факты, на которые я мог бы ответить, я это сделаю. Вы должны решить, хотите ли Вы распространять чьи-то чужие ложные утверждения, как если бы они были правдой, и сделали ли Вы все возможное, чтобы проверить их достоверность.