CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ВЕЧНЫй ИСЛАМ

24 декабря 2007

ВЕЧНЫй ИСЛАМ

24.12.2007, ПОЛИТКОМ.РУ

Виталий Портников

Ислам Каримов стал трижды президентом Республики Узбекистан. Если здоровье позволит, он проправит страной минимум 25 лет. Это сталинский срок: в Узбекистане подрастают поколения, которые не представляют себе, что существует мир вне Ислама Каримова. И тем более сложной становится главная политическая задача узбекского президента - обеспечение стабильности и преемственности власти после своего ухода.

Закадычный враг Каримова, туркменский президент Сапармурат Ниязов, этой задачи не решил. Он ушел в одночасье, и вопрос преемственности решался как-то наспех, с грубейшим попранием всех конституционных процедур, с незаконным смещением и арестом спикера туркменского парламента, который должен был стать исполняющим обязанности президента страны после смерти Ниязова. Гурбангулы Бердымухаммедов, возможно, мог баллотироваться на пост президента и выиграть выборы по-туркменски и в случае, если бы была соблюдена конституционная процедура. Но факт ее неуклюжего и сумбурного изменения не оставлял сомнений: мы стали свидетелями не легитимного перехода власти от умершего президента к ответственному чиновнику или хотя бы от умершего главы государства к наследнику, а классического государственного переворота. И этот переворот не мог не стать уроком для Ислама Каримова.

Сапармурат Ниязов прекрасно знал, какой страной он обладает. Сирота, он был лишен родственников, традиционных для туркменского общежития. А его близкие проводили свое время за пределами Туркменистана. Так что в тюрьму попали разве что соратники - их Ниязову вряд ли было бы жалко, он и сам проводил регулярные чистки окружения. А вот у Каримова - настоящая семья. У него любимые дочери, занимающиеся бизнесом и пользующиеся серьезным влиянием в стране. Гульнару Каримову считают даже возможной наследницей отца, хотя совершенно не понятно, как при существующих взаимоотношениях в узбекской элите президенту может наследовать не занимающаяся политикой женщина. Но для того, чтобы Гульнара и другие родственники президента могли чувствовать себя безопасно в его отсутствие, необходимо реализовать соответствующий вариант преемничества. А этот вариант пока что не просматривается.

И это главный итог президентских выборов в Узбекистане. Исламу Каримову уже под 70, а вся система власти в стране полностью замкнута на него. Незаурядный политик, он, тем не менее, отличается удивительным умением попадать в ловушки, которые сам же и расставляет. Имидж главного форпоста в борьбе с исламистами, тщательно лелеемый самим президентом и пропагандистами режима в надежде на плодотворное сотрудничество с Западом, в конце концов привел к Андижану. Судя по высказываниям Каримова, в первые дни после трагедии он, беспощадно выкорчевывавший не только исламский экстремизм, но и всяческое инакомыслие, в самом деле поверил, что столкнулся с мятежом исламистов и не сомневался в необходимости его жесткого подавления. Запад после Андижана разочаровался в Каримове и уверил себя в том, что имеет дело с беспощадным диктатором.

Но для меня куда важнее был другой вывод - в Узбекистане хвост стал вертеть собакой, номенклатура научилась использовать президентские фобии. А это означает, что вопрос преемственности в стране может быть решен вопреки намерениям «вечного Ислама».

politcom.ru

Предыдущая статьяТяжело президентское невнимание
Следующая статьяПРИКАСПИйСКИй ПОТОК