CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Кто лоббирует героиновый мостик, соединивший континенты

22 февраля 2008

Кто лоббирует героиновый мостик, соединивший континенты

22 февраля 2008 11:12, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство

Относительно недавно попалась на глаза довольно занятная, на мой взгляд, статья А.Норова, являющегося начальником отдела международного сотрудничества и правового обеспечения Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана. В своем материале таджикский функционер пытается размышлять по поводу существования и не существования опасности увеличения потока наркотиков из Афганистана в связи с эксплуатацией моста, соединившего таджикский Нижний Пяндж с афганским Шерхан-Бандаром.

При этом главный контролер за наркотиками Таджикистана буквально нападает на экспертное сообщество разных стран, больше склоняющееся к мысли о том, что сей мост намного облегчает и ускоряет поток наркотиков, изливающийся из Афганистана мощным потоком.

А.Норов с предельной четкостью и ясностью ратует за то, что этот мост являет собой реальный вклад Таджикистана в восстановление соседней республики. При этом он не упускает случая заметить, что происходит это независимо от того, что финансированием этого проекта стоимостью в 37 миллионов долларов США занималось правительство Соединенных Штатов.

Минуло уже полгода. Что мы имеем на сегодняшний день? На сегодняшний день мы имеем с одной стороны нового моста разваливающийся Таджикистан, который сам пошел по миру с протянутой рукой, умоляя о гуманитарной помощи, а с другой - Афганистан, все более набирающий обороты по производству наркотиков и выбросу этих наркотиков на мировой рынок. Сегодня, как это ни парадоксально, скорее Афганистан помогает Таджикистану в связи с гуманитарной катастрофой. Да, чуть не забыл. Есть еще и мост, благодаря которому, хочу подчеркнуть - по оценкам ООН, пятая часть всего произведенного героина попадает через северный таджикский маршрут в Россию и Европу. А нам в России от этого, извините, прямой вред, о котором и объяснять-то главному контролеру за наркотиками как-то неудобно.

Так вот, не улавливает ли господин Норов прямой связи этого моста не с влиянием на социально-экономическое положение в Афганистане, а с явным увеличением потока наркотиков на Европейский континент? Отсюда и ответ на вопрос, почему экспертное сообщество беспокоит именно этот мост, а не ранее функционирующие. Потому что лучше любого аргумента являются факты и цифры, а они, к сожалению, говорят не в пользу «Нижнего Пянджа».

Это реальность. Страшная, пугающая, но реальность. Это не какие-то досужие вымыслы и пространные заявления, которыми изобилует отписка А.Норова, в которой автор утверждает, что подобные шаги Душанбе позитивно влияют на социально-экономическое положение Афганистана и на то, что население этой страны получило возможность заняться полезным трудом, а не выращиванием опийного мака. Но и это еще не все. Я не случайно акцентировал внимание на главных финансистах этого горе-проекта. Вспомним, ведь правительство Таджикистана буквально форсировало решение вопроса о передаче несколько лет назад нашими пограничниками их таджикским коллегам именно этого пропускного пункта - «Нижнего Пянджа», а также заставы «Ай куль». К чему нужна была такая спешка? К чему эту акцию необходимо было осуществлять «вне общего графика процесса передачи границы по просьбе таджикской стороны», как тогда сказали в Пограничном управлении ФСБ России?

Конечно, в то время Рахмон объяснял свой порыв тем, что вносил посильный вклад в процесс урегулирования ситуации в соседнем государстве, ведь по плану американцев через этот мост должны были доставляться военные грузы на территорию Афганистана, которые воздухом доставлялись до военных аэродромов в Узбекистане и Кыргызстане. И не просчитал тогда руководитель Таджикистана американскую практичность и дальновидность, которая выливалась в "построение «Большой Центральной Азии». Ведь не отказались же Штаты от своих инвестиций в этот мост, после того как ШОС «попросила» их из региона. Отнюдь. Денежный поток только увеличился.

По информации, размещенной на сайте «tajikistan.usembassy», начиная с 2003 года Белый Дом предоставил Эмомали Рахмону помощь на сумму в 300 миллионов долларов. Может быть, в этом кроется разгадка «нерасторопности» таджикского лидера и его окружения, которые вдруг все вместе в последнее время откровенно охладели к России?

Американцы же свое дело знают, как говорится, туго. Они не станут открыто с оружием в руках завоевывать Россию. Эту технологию скрытой войны, в итоге которой на корню под действием наркотиков разрушается генофонд нашей страны, уже давно разрабатывали где-нибудь в Лэнгли.

А сегодня, судя по информации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, рост числа наркозависимых в России еле-еле сдерживается. А тут еще «удобный» и вредоносный во всех отношениях транзитный канал с юга.

При всем при том возникает вполне закономерный вопрос: стоило ли «огород городить», осваивать многомиллионные вложения, с пеной у рта что-то доказывать, если сегодня по этому коммуникационному сооружению, для которого некоторые комплектующие материалы завозились из Европы, в день в обе стороны проезжает от силы сотня автомобилей?

Да и то лишь тогда, когда мост собственно функционирует. А работает мост, при строительстве которого планировался ежесуточный поток в тысячу машин, всего четыре часа в сутки. Да и то в какое-то непонятное время - с 9.30 до 11.30 и с 14.00 до 16.00. И здесь тоже есть над чем поразмыслить.

Почему-то таджикские власти не торопятся обустраивать мост соответствующей инфрастуктурой для удобства тех же водителей. Они, как пишет автор, в настоящее время только ведут работу с посольством США в Душанбе о возможности оказания материально-технической помощи в ее создании. Кто же будет рубить сук, на котором сидит? Неужели американцам, которые просчитали, что никто не будет лишний раз торчать у закрытого моста под открытым небом, будет выгодно нарушать свои планы?

Да-да, мы опять приходим к выводу о том, что истинное предназначение этого моста для американцев заключается в транспортировке наркотиков, которые затем попадают через Кыргызстан в Екатеринбург, Нижний Новгород, Саранск. По отработанной схеме машины будут стекаться к назначенному времени, а вот остальное время остается для всех загадкой.

Где гарантия того, что как раз в «неположенное» время по мосту не проходит неположенный же груз? Ведь уже давно и всем известна насквозь прогнившая коррумпированная пограничная и таможенная структура Таджикистана, щупальца которой протянулись на самые верхи власти, и каждый представитель которой уже успел нажить себе неплохое состояние на том, что закрывал глаза, когда мимо проходили наркокараваны. А тут еще Белый дом со своими «политтехнологиями» и щедрыми финансовыми подношениями. Не очень радужная картинка получается, не правда ли?

С Норовым я могу согласиться в одном. А именно в том, что эта новая транспортная система свяжет не только Таджикистан и Афганистан, но и целые регионы Азиатского континента, что позволит значительно расширить географию межрегиональной торговли. Более того, этот мост связал все вышеперечисленное и с Россией, и со старушкой Европой и действительно значительно расширил географию уже международной торговли: героином.

Василий Щербаков

iamik.ru

Предыдущая статьяЧума рядом...
Следующая статьяСтопроцентная явка