Узбекский эксперт призывает сесть за стол переговоров по водной проблеме в Центральной Азии
6 марта 2008, 20:00, CA-NEWS
CA-NEWS (UZ) - Узбекское проправительственное ИА «Press-uz.info» опубликовало 6 марта 2008г. статью узбекского эксперта "В вопросах использования ресурсов трансграничных рек необходим баланс интересов", где анализируется ситуация с использованием воды странами Центральной Азии.
«В средствах массовой информации государств Центральной Азии все больше появляется публикаций, в которых выражаются мнения и суждения касательно водных ресурсов, их формирования в бассейне Аральского моря, распределения между государствами-соседями совместного управления. Регулярно появляется информация о различных намерениях осуществления строительства гидротехнических объектов в верховьях Амударьи, Сырдарьи и на притоках с использованием иностранных инвестиций США, Ирана, Пакистана, России, Китая якобы для общего блага всех государств ЦА. При этом как бы нивелируется тот факт, что все объекты гидротехнического строительства достаточно капиталоемкие, стоимость их строительства определяется в миллиарды долларов США при длительных сроках окупаемости», - заявил кандидат экономических наук Убайдулла Надырханов.
«Как показывает практика, чем больше на реке плотин, тем больше препятствий для ее естественного стока, тем острее возникает проблема в первую очередь по обеспечению водой населения, проживающего в низовьях рек. Наивысший градус полемики специалистов концентрируется сегодня на предпочтениях стран верхнего течения (Кыргызстан, Таджикистан) энергетическому режиму использования крупных водохранилищ и пожеланий стран нижнего течения (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) использовать их в интересах ирригации! Эта поляризация как бы обусловливает безальтернативность ситуации с борьбой до победы одной из этих 2 позиций, пусть даже с неимоверно высокой ценой для возможного победителя и невероятными потерями для противоположной стороны», - отметил узбекский эксперт.
Он напомнил, что действующие сегодня водохранилища и запланированные ранее к строительству гидроэнергетические комплексы на ближайшую и далекую перспективу действительно заложены в схемах комплексного использования водно-энергетических ресурсов Амударьи (1984 г.) и Сырдарьи (1987 г.). При этом 90% объектов предназначались для нужд ирригации, а строительство гидроэлектростанций и вырабатываемая на них электроэнергия представлялась как эффективный побочный продукт.
С образованием новых независимых государств ситуация в регионе радикально изменилась, у каждой страны сегодня свои приоритеты. В вопросах межгосударственного водораспределения и совместного водопользования стали проявляться тенденции, противоречащие логике и постулатам международного права. На наш взгляд, целесообразность и необходимость строительства новых ГЭС (с водохранилищами) в Кыргызстане и Таджикистане обусловлена государственной стратегией и вызвана потребностью «емкостей водохранилищ» в основном не для орошения земель своих и соседних государств, а для обеспечения электроэнергией (в связи с недостатком природных топливных ресурсов) не только для собственных нужд, но и для продажи ее другим странам.
Между тем, в годы независимости практически все страны Центральной Азии расширили площадь орошаемых земель. На второй план могут отойти проблемы окружающей среды, экологической стабильности, водосбережения и в целом межгосударственных проблем водно-энергетического хозяйства. Они могут усугубиться нерешенностью таких вопросов, как:
- отсутствие согласованных решений государств Центральной Азии по кодировке трансграничных вод и сооружений на них: - отсутствие консенсуса пяти государств по минимальным средним требованиям объема стока в низовья рек Амударьи и Сырдарьи для санитарных и экологических целей; - неурегулирование вопроса режима использования водных ресурсов Нарын-Сырдарьинской системы на долгосрочный период; - непринятие государствами конкретных мер по сокращению водопотребления всеми категориями водопользователей и водопотребителей, то есть увеличение эффективности водопользования; - отсутствие согласованных решений между государствами по объемам освоения новых орошаемых земель в условиях ограниченных водных ресурсов бассейна Аральского моря.
«В материалах СМИ Кыргызстана и Таджикистана периодически появляются материалы о многомиллионных доходах (получаемых в сельском хозяйстве за счет экспорта) стран нижнего течения, материальном ущербе и убытках от эксплуатации системы водохранилищ. В свою очередь, и страны нижнего течения могут привести данные пагубности односторонних решений соседних стран, выразившихся в вынужденных и неплановых пропусках огромных объемов воды. Так, в результате этого, с 1991 года «мимо» Арала прошло, по данным экспертов, около 40 куб. км воды, что составляет примерно 35% объема сегодняшнего Аральского моря. И как следствие - километры затопленных территорий, сотни объектов разрушенной инфраструктуры, материальные и даже человеческие потери. Данное состояние пагубно влияет и на общую экологическую ситуацию, способствует более быстрому усыханию Аральского моря со всеми вытекающими для всех стран региона последствиями - изменением климата, ростом заболеваний, деградацией земель и угрозой продовольственной безопасности», - подчеркнул узбекский эксперт.
Происходящая полемика, на первый взгляд, выглядит естественной и отражает нынешнее состояние экономик в странах региона, а также степень интеграции и сотрудничества. Вместе с тем эта форма коммуникации по принципу «кто кого перекричит» таит в себе огромный дестабилизирующий и деморализующий потенциал. При всей злободневности вышеназванных односторонних действий решение проблемы находится в плоскости совместного управления водными ресурсами.
Эксперт отметил, что для начала можно было бы договориться об основополагающих принципах, к примеру:
первое - государства бассейна признают необходимость сохранения и оздоровления экологической ситуации в бассейне Аральского моря;
второе - государства бассейна признают необходимость совместного управления водными ресурсами, и в этом контексте роль и значение укрепления межгосударственных органов;
третье - государства бассейна признают необходимость взаимосогласованного определения трансграничных вод и статуса водохозяйственных объектов межгосударственного значения;
четвертое - государства бассейна признают необходимость укрепления региональной инфраструктуры управления водными ресурсами, а также варианты инвестиционных проектов для укрепления функционирования национальных мелиоративных систем.
«Жизнь требует комплексного рассмотрения водно-энергетических, экологических и правовых вопросов с соседними государствами, прежде чем начинать строительство каких-либо крупных объектов в бассейне трансграничных рек. Между тем не следует забывать такие простые принципы общепринятых международных правил: «..не навреди соседу...», «...а если навредил, то компенсируй ущерб...» и т. д. При планировании строительства водохранилищ и гидростанций, любых гидротехнических сооружений на трансграничных водах необходимо согласование со всеми государствами, использующими воды рек Амударьи и Сырдарьи с гарантированным обеспечением необходимых санитарно-экологических норм в дельтах рек и вдоль них. Наверное, стоит признать факт, что единственный путь решения проблем - стол переговоров. Потребуются опыт, честность, конструктивизм и ответственность переговорщиков всех сторон - правоведов, экономистов, дипломатов и хозяйственников, их готовность «услышать», учесть и понять позиции и аргументы другой стороны, пойти на уступки и разумные компромиссы», - заключил У. Надырханов.