По какому маршруту потечет в Европу каспийское «черное золото»?
07 марта 2008 10:40, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
Конец февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев провел в Польше с двухдневным официальным визитом. Одним из важнейших обсуждаемых вопросов с президентом Польши Лехом Качиньским были дальнейшие перспективы сотрудничества Варшавы и ГУАМ. ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) как политико-консультативный форум возник в 1997 г., о чем было заявлено на Вашингтонском саммите НАТО (с 1999 по 2005 гг. в организацию также входил Узбекистан). Параллельно же выходу Грузии, Азербайджана и Узбекистана из Договора о коллективной безопасности СНГ активно стал обсуждаться вопрос транспортировки каспийской нефти по маршруту Тенгиз-Баку-Супса-Одесса-Броды; и далее - в порты Балтийского моря: Гданьск, Росток, Вентспилс. Однако реальное воплощение проекта началось после прихода к власти на Украине Виктора Ющенко, когда ГУАМ стал реальным фактором мировой политики (хотя статус международной региональной организации эта структура получила еще в 2001 г.). Киевский саммит организации (2006 г.), провозгласивший создание новой международной структуры - «Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ», в качестве почетных гостей посетили главы Болгарии, Литвы, Польши и вице-президент Румынии. С этого периода в рамках энергетической плоскости сотрудничества стран-членов ГУАМ проект экспорта каспийской нефти в Европу по нефтепроводу «Одесса-Броды» стал важнейшим. Весной 2007 г. на «Энергетическом саммите» в польском Кракове президенты Украины, Польши, Грузии, Литвы и Азербайджана при участии спецпредставителя президента Казахстана подписали коммюнике о создании Межгосударственной рабочей группы и общей компании для развития совместных энергетических проектов (основное - снабжение энергоносителей из Каспийского региона в Европу). После чего В.Ющенко сделал следующее заявление: «Диалог вокруг проекта Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск продолжается много лет, но ему не хватало достаточно глубокого и ответственного политического решения. Основное сегодня - что такое решение принято. Политики сделали свое дело» (1).
А уже на Вильнюсской конференции в октябре 2007 года был подписан корпоративный договор между государственными нефтяными и нефтетранспортными компаниями Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины о присоединении к совместному польско-украинскому предприятию «Сарматия». Согласно договору, нефтепровод от Броды должен быть протянут до Гданьска (через Плоцк). Правда, Алматы не подключился к проекту. Присутствующий в Вильнюсе министр энергетики Казахстана Сават Мынбаев отметил: «Мы будем участвовать в диалоге, и при наличии благоприятных условий примем соответствующее решение» (2).
Возможно, эта позиция Алматы - следствие принятого аккурат в дни проведения Краковской встречи решения о строительстве Прикаспийского газопровода (Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан), планируемого к запуску во второй половине 2008 г. Но Казахстан не на «пустом месте» согласился с российским предложением.
Москва не только дала добро на увеличение транзита Тенгизской нефти в Новороссийск, но и на участие Казахстана в эксплуатации «курируемого» Россией 280-километрового трубопровода Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция). В этой связи независимый грузинский эксперт Эмзар Джгеренаиа так прокомментировал решение Алматы: «Да, Казахстан использует нефтепровод Тенгиз-Новороссийск пропускной способностью в 35 млн. тонн, и построил нефтепровод на Китай, однако запасы нефти и газа позволят работать ему и в этом направлении. Исходя из политического баланса, из соображений диверсификации рынка и коммерческих соображений: следует ожидать, что Казахстан, скорее всего, присоединится к проекту» (3).
Но решение Алматы, безусловно, вызвало некоторое замешательство в стане партнеров по ГУАМ и их союзников, которое разрядил азербайджанский президент. В интервью польской газете «Polska» в ноябре прошлого года И.Алиев отметил, что из бассейна Каспийского моря в Европу ежегодно транспортируется свыше 100 млн. тонн нефти, часть из которых может поставляться через Одесса-Плоцк. Сообщив, что только из одного из нефтяных месторождений в стране можно ежегодно добывать 9 млн. баррелей нефти (около 1,6 млн. тонн), президент добавил: «Это только одно, а ведь много других месторождений еще только исследуются» (4). Бакинский эксперт Чингиз Велиев раскрыл сказанное И.Алиевым: «Если экспортная казахстанская нефть будет заполнять трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, тогда Азербайджан сможет перекинуть часть своих нефтяных ресурсов на это направление. Но для этого стороны должны предоставить серьезные льготы по транзитным и таможенным тарифам по этому транспортному коридору» (5.) В любом случае, развитие проекта идет своими темпами. Свидетельством чего и явился визит азербайджанского президента в Варшаву. Не случайно польская сторона предусмотрела посещение И.Алиевым Гданьска, где расположен нефтеперерабатывающий завод компании «ЛОТОС». Данный НПЗ перерабатывает поступающую по трубопроводу «Дружба» российскую нефть, но после вступления в действие нефтепровода Одесса-Гданьск (к 2010 г.) здесь планируется перерабатывать и каспийскую нефть. Тот же Э.Джгеренаиа таким образом описывает перспективы проекта: «Ряд элементов по маршруту Баку-Поти-Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск уже существует. Есть 500-метровый коридор вдоль нефтепровода Баку-Супса (пропускной способностью 5 млн. тонн), работает в реверсном режиме нефтепровод Одесса-Броды пропускной способностью 20-25 млн. тонн в год, а также трубопровод Плоцк-Гданьск пропускной способностью 30 млн. тонн в год. Кроме того, разработана технология прокладки нефтепровода по морскому дну на глубине 2-х тысяч метров - а именно так планируется уложить новый трубопровод на отрезке Поти-Одесса: Во-вторых, Евросоюз уже выразил готовность профинансировать подготовительные работы по этому проекту, предварительная стоимость которого составляет около $3 млрд. - на сумму в $500 млн.» (3).
Однако насколько реально будет воспроизведена транспортировка энергоресурсов из бассейна Каспийского моря в Польшу - покажет время. Тем более что в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и регионе Причерноморья укрепляются позиции России. Результатом подписанных Москвой январских соглашений с Болгарией и Сербией стало присоединение Софии и Белграда к проекту газотранспортной магистрали «Южный поток» - South Stream (прокладка 900 км трубы по дну Черного моря от Туапсе до Варны с ее дальнейшим доведением через Сербию в Австрию (возможно, и Германию), а вторым маршрутом - в Италию).
1.Цит. по: «Ющенко высоко оценивает решения краковского саммита». 2.Цит. по: «Казахстан не присоединился к проекту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск» 3.Цит. по: «Грузинский эксперт: Казахстан рано или поздно присоединится к проекту нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск» 4.Цит. по: "Ильхам Алиев: «Запасов азербайджанской нефти достаточно для запуска нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк». 5.Цит. по: «В Баку считают реальным заполнение нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк, но и не забывают о стоимости Баку - Джейхана».
Теймур Атаев, политолог, Азербайджан
На фото: маршрут экспорта каспийской нефти в Европу.
Islam.RF