Северный Ирак: удары с воздуха продолжаются
7 Марта 2008, Echo
Турецкая авиация вновь бомбила позиции террористов РКК
Т.КАСИМОВА
По сообщению ряда СМИ, сегодня с официальным визитом в Турцию прибывает президент Ирака Джаляль Талабани. Этот визит с полным правом можно назвать историческим, несмотря на то, что отношения Анкары и Багдада всегда оставались "дипломатическими". Однако Джалал Талабани - курд по происхождению, и в Анкару он прибывает вскоре после того, как турецкий спецназ завершил "зачистку" в горах Северного Ирака против баз РКК, которую все кому не лень представляют как "войну против курдов".
Однако, как оказалось, прекращение турецкой масштабной наземной операции, о чем в конце минувшей недели объявил турецкий Генштаб, еще не означает окончания боевых действий как таковых. По сообщению ряда СМИ, в частности турецкой телекомпаниии NTV, вертолеты турецкой армии нанесли два удара по позициям курдских сепаратистов в Северном Ираке, в районе Сидекана. Причем турецкая телекомпания ссылается на источники в Патриотическом союзе Курдистана (ПСК) - организации, лидером которой является Талабани.
Продолжаются бои и в Восточной Анатолии. Как сообщает газета "Сабах", армия проводит широкомасштабную операцию в турецких провинциях Тунджели, Эрзинджан и Бингель, где скрываются около ста боевиков РКК. По данным газеты, операция под названием "Удар-2008" ведется при активной поддержке боевых вертолетов.
Плюс ко всему, как отмечают многие аналитики, вывод из Ирака турецких войск уже стал причиной острых дискуссий в парламенте Турции. Лидер Народно-республиканской партии Турции Дениз Байкал выступил с достаточно резкими обвинениями в адрес и США, и нынешнего правительства Турции. По мнению лидера турецкой оппозиции, причиной окончания военной операции на севере Ирака стало не достижение турецкой армией поставленных целей, а изменившаяся позиция США. "Никто не знает, о чем беседовали Эрдоган и Гюль с министром обороны США Робертом Гейтсом во время визита последнего в Турцию", - заявил Байкал. "Соединенные Штаты Америки заставили Турцию прекратить военную операцию раньше срока, чтобы в дальнейшем использовать РКК в качестве очередного рычага давления", - заявил Байкал. Для большинства турок и турецкого руководства решение о выводе войск с иракской территории стало сюрпризом, добавил оппозиционер. "Уничтожение РКК не в интересах США. Если бы мы уничтожили боевиков, мы были бы спокойны. Теперь же американцы заставляют нас сесть за стол переговоров с террористами", - заявил Байкал. Он выразил удивление в связи с тем, что турецкие солдаты, не причинившие вреда мирному населению, вынуждены были уйти с территории военных действий. "Никто не говорил вам, США, уйти из Афганистана, где вы находитесь с 2003 года. Какое у вас есть право останавливать нас?" - цитируют Байкала СМИ.
Выступление лидера оппозиции уже удостоилось весьма жесткого ответа со стороны Генштаба. Турецкое военное командование выступило с резким заявлением, в котором обвинило оппозицию в нагнетании напряженности в стране и втягивании армии в политику. Вооруженные силы Турции, не стремящиеся вступать в полемику с политическими деятелями или организациями, впервые за 24 года противодействия терроризму хотят превратить в мишень бессмысленных нападок, цитирует РИА "Новости" заявление Генштаба. Подобные действия наносят "больший ущерб решимости турецкой армии противостоять террору, чем предатели", отмечается в документе.
Понятно и другое. Как отмечают многие аналитики, столь активное продолжение боевых действий против РКК, в том числе и на территории Северного Ирака, пусть даже и "за вычетом" масштабных операций сухопутных сил, как раз накануне визита в Анкару президента Ирака Джаляля Талабани не могло не носить характера политического послания. Смысл которого более чем понятен: иного разговора, кроме бомбовых ударов, с террористами быть не может. Вопрос в другом: кому адресовано это послание?
Вряд ли его "получателем" является Джаляль Талабани. Во-первых, провоцировать резкие ответные жесты вроде отмены визита - не в практике турецкой дипломатии. А во-вторых, наутро после прекращения турецкой сухопутной операции Талабани пригласил своего турецкого коллегу Абдуллу Гюля посетить Ирак и "определился" с датой собственного визита в Турцию. По опыту, впрочем, известно и другое. Джаляль Талабани, как с неудовольствием отмечали армянские СМИ вскоре после того, как он занял пост президента Ирака, имеет дом в Анкаре и носит в кармане турецкий дипломатический паспорт. А эксперты по региону напоминают, что подчиненные Патриотическому фронту Курдистана вооруженные отряды "пешмерга" не однажды вступали в бои с отрядами РКК, причем нередко без вмешательства Турции.
Так что куда вероятнее, что бомбовые удары - это предупреждение для Масуда Барзани, лидера второй по значению курдской группировки - Демпартии Курдистана, и фактического губернатора Северного Ирака. Тем более что в ходе визита Талабани в Анкару, по слухам, будет обсуждаться и такой интригующий вопрос, как возможная замена Барзани на другую персону. Относительно преемника губернатора известно немногое: он занимает куда более лояльную позицию в отношении Турции и тоже происходит из клана Барзани. Так что "межклановый баланс влияния" на севере Ирака Анкара нарушать не собирается.
А тогда уже очевидно, что выводы в иракских горах должны делать сами курды. Которым предложен простой, в общем-то, выход: или продолжать поддерживать террористов в лице РКК и мириться со всеми вполне предсказуемыми последствиями этой поддержки, от бомбовых ударов до спецназовских "зачисток", или же встраиваться в новую систему власти, которую в Северном Ираке без учета интересов Турции и уж по крайней мере ее безопасности вряд ли можно создать даже теоретически.