Астана и Ашхабад ждут "Избранного, Но Не Вступившего" в мае.
07 Mar 2008, eurasia.org.ru
К тому времени станет ясно, началась ли в Москве операция «Оттепель»
Два президента России в одном Кремле одновременно - видимо, уже too much. Да, слишком много...
И для непонятливой российской челяди приходится издавать специальный указ, который обязывает ко второму из них относиться так же хорошо, как и к первому. Так же охранять по первому разряду - Федеральной службой охраны. Так же обслуживать - той же кремлевской администрацией. Все это изложено в специальном указе номер 295, подписанном Путиным на следующий день после президентских выборов 3 марта. Там и сформулировано, как следует называть второго: «Избранный, но не вступивший в должность президент».
Такого рода особенности переходного периода от одного избранного главы государства к другому в любой демократической стране с устоявшимися традициями не обратили бы на себя столь ажиотажного интереса публики, как это происходит ныне в России. Но у нас, как известно, особенная, «суверенная» демократия, а поэтому, как вещь эксклюзивная, традиций не имеет. В моей стране ведь В.В. Путина чиновничий люд за глаза иначе как «царь» уже и не величает. А тут такое... Вроде еще царь живой, а уже и наследник в таком же звании.
Вот и приходится изобретать велосипед, чтобы узаконить определения, которыми уже и так пользуется хотя бы слегка образованная часть прессы и общества: есть действующий президент, но есть уже и избранный. И все это будет продолжаться до инаугурации, в нашем случае до 7 мая, когда действующий полностью передаст свои полномочия избранному, и все эти приставки «отсохнут» до следующих выборов.
Мы в точности не знаем, какие судорожные подвижки сейчас происходят в Кремле и вокруг него, кто в какие кабинеты, а то и вовсе за пределы Кремлевской стены собирается переезжать. Чиновники заняты пересадками, но страна должна сохранять управляемость, а внешняя политика - преемственность. Впрочем, вовсе не обязательно.
Эксперты прогнозируют, что период конфронтации с Западом, пришедшийся на вторую половину путинского правления, неизбежно подходит к концу. Этот тренд сыграл историческую роль, Россия продемонстрировала свою силу и возможности, но продолжение этой политики окажется контрпродуктивным. Мол, настало время новой парадигмы.
В Москве заговорили об «оттепели», которую принесет президентство Дмитрия Медведева. Идея, прямо скажем, богатая, а само слово, которым Илья Эренбург назвал свою книгу о первых послесталинских годах, уже становится политически нарицательным и, кажется, окончательно теряет свой смысл, связанный с наступлением весны.
Странно, конечно, но именно в эти дни ровно 55 лет назад Советский Союз, мы все, тогда еще вместе, освободились от присутствия рядом живого тирана, одного из самых страшных в человеческой истории.
Но это так, в сторону...
Мне лично крайне важным кажется отследить, как будут восприниматься эти, пока еще еле заметные признаки московской «оттепели» в столицах, и в первую очередь постсоветских. Не надо ведь никому объяснять, что в некоторых из них, скажем, в Ташкенте и Астане, откровенно стремились избежать такой политической «разморозки».
И надо отдать должное, там не скрывали этого, о чем свидетельствовали искренние призывы Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова к Путину не отказываться от третьего срока, поскольку «так хочет народ». Ну, понятно, что так было бы удобнее бесконечно длить свои сроки самим этим лидерам. Теперь это дело прошлое, хотя Ислам Абдуганиевич еще несколько недель назад в Кремле снова возвращался к этому вопросу, и вынужден был горевать, что, «может быть, уже поздно»...
Но вот что любопытно. Ислам Каримов оказался первым, кто решил проверить, насколько верными были прогнозы политических синоптиков, предсказавших «оттепель» в Москве. Во всяком случае, так выглядят сообщения, согласно которым Ташкент дал «добро» на возвращение военного присутствия США в Узбекистане. Пусть незначительного пока, не возобновления деятельности американской авиабазы в Карши-Ханабаде, откуда США вынуждены были уйти после андижанских событий 2005 года, а всего лишь разрешения пользоваться немецкой авиабазой в Термезе для переправки американских военнослужащих в Афганистан. Причем только самолетами люфтваффе, а не ВВС США. Но даже эти небольшие подвижки должны вызвать какую-то реакцию в Москве, и какой она окажется, весьма важно для понимания наступающих времен.
Точно так же важно будет понять, насколько в Москве будут готовы принять объявление о начале переговоров по строительству Транскаспийского газопровода, идущего в обход России. Главное, что в них будет участвовать не только Туркмения, но, очевидно, на каком-то этапе примкнет к ним и Казахстан. И вот здесь логически закольцовываются эти заметки.
Уже известно, что вновь избранный, но не вступивший в должность президент России Дмитрий Медведев, вступив в нее, свой первый зарубежный визит нанесет в Казахстан. Мало того, вполне вероятно, что следом за этим он отправится в Туркмению. Соответствующее приглашение от Гурбангулы Бердымухамедова уже получено и принято.
Занятно, что таким образом, спустя ровно год, Медведев повторит маршрут Путина из Астаны в Ашхабад, совершенный Владимиром Владимировичем в мае прошлого года. Тогда на туркменском берегу Каспия, в Туркменбаши (бывшем Красноводске), три президента - Путин, Бердымухамедов и Назарбаев - договорились строить Прикаспийский газопровод. Соберется ли и на этот раз «газовая тройка» вместе, остается только гадать.
Аркадий ДУБНОВ, Новая газета KZ 07 Mar 2008