Фитиль новой войны
07 марта 2008 12:30, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
Недавнее убийство полковника ОМОНа МВД Таджикистана стало тревожным сигналом, свидетельствующим о возможном возобновлении деятельности таджикской вооруженной исламской оппозиции.
Как сообщили СМИ, оппозиция Таджикистана уверена, что ОМОН приезжал для расправы с бывшими активными членами Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). Официальный Душанбе это отрицает. По данным газеты «Коммерсант», таджикские власти готовят крупномасштабную армейскую операцию, чтобы наказать виновных в гибели полковника. В Гарме готовятся к обороне, а в Таджикистане заговорили об угрозе новой гражданской войны.
Угроза, о которой заговорила таджикская общественность, вполне реальна и осуществима. По соглашению, последовавшему сразу после гражданского противостояния 90-х годов прошлого века, президент Таджикистана Э.Рахмон предоставил членам оппозиции почти 40 процентную квоту в руководящих силовых и управленческих структурах власти. Это был своеобразный гамбит, на который президент пошёл ради сохранения устойчивости своей власти В сущности, гамбит был не более чем фокусом, кульминацию которого предполагалось реализовать в течение ближайшего десятилетия. Все лидеры объединенной таджикской оппозиции, получившие по договорённости высокие кресла в госструктурах, попали в чёрный список таджикского президента и потихоньку «выбывали» из строя. Рахмон, лично редактировавший чёрный список обласканных «оппозиционеров», в числе первых на выбывание из игры поставил руководителей ответственейших структур таджикской государственности. В числе преследуемых по «заказу» - экс-глава таможенного комитета Мирзоходжи Низомов, экс-директор «Таджикгаза» и председатель Демпартии Махмадрузи Искандаров. Летом 2007 года при странных обстоятельствах был убит командир одного из погранотрядов Муким Мухаббатов, родной брат известного представителя ОТО Салама Мухаббатова. В том же году по приказу из Душанбе в Горном Бадахшане был арестован еще один выходец из ОТО, командир другого погранотряда майор Тохир Чоршанбиев. Это только известные факты.
По понятным обстоятельствам, большинство арестов лидеров ОТО, занявших руководящие посты в таджикском правительстве не разглашаются по политическим соображениям. Конечно, можно сохранить под грифом «секретно» обстоятельства исчезновения антирахмоновцев, но, как гласит старая пословица: «На людской роток не накинешь платок».
У активистов ОТО в Таджикистане много последователей. В основном, из-за относительной справедливости идей и программ рационального и некоррумпированного распределения богатств республики, которые они пропагандировали. Неофициальная война и «закрытые» преследования, объявленные членам ОТО, состоящим на государственной службе, естественно приведут к объединению последних и поднятию сочувствующих кругов таджикского общества против творимого властями беспредела.
Любой таджикистанец, находящийся в курсе событий, без обиняков скажет, что Рахмон реализует долгосрочную программу ликвидации потенциальных оппонентов, задуманную ещё несколько лет назад. Долгие годы ожидания объясняются только недостаточной силой президента и его окружения, подтвердившего свои полномочия в результате сфабрикованных выборов 2007 года. Теперь президент, фактически сам назначивший себя на этот пост, пользуясь поддержкой Запада, пытается реализовать программу «устранения оппозиции» самыми неприкрытыми методами.
Почти в каждом таджикском доме имеется огнестрельное оружие - недоброе наследие гражданского противостояния, и такое недовольство грозит перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Глубоко ошибаются те горе-идеологи Таджикистана, которые считают, что у народа нет достаточных предпосылок для бескомпромиссных действий. Жесточайшие холода, заранее унесшие почти половину урожая 2008 года, почти 300 миллионные потери в народном хозяйстве, гибнущие от холода домашние животные, отсутствие газа, электроэнергии в таджикских сёлах и городах довело населения до «красного каления». Злоба в таджикских душах горит неугасимым огнём. В городском транспорте невозможно кашлянуть лишний раз, чтобы не услышать злобного «вылезай : раз болеешь». Самым угрожающим фактором, помимо экстремальных холодов, пожалуй, является социальная незащищённость населения, доходы которого в 2007 году, по результатам независимого опроса, приблизились к 100 долларам США на душу населения в год, что всего на пять долларов больше, чем это было накануне гражданской войны в этой стране в конце прошлого столетия.
В условиях социальной напряжённости современного Таджикистана противостояние с оппозицией может привести к дестабилизации общественной обстановки в стране и очередному всплеску гражданского недовольства. Тогда страна будет втянута в виток нового гражданского противостояния, в ярком свете залпов которого померкнет вся иерархия Эмомали Рахмона.
Нахтулло Навджувонов