CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Zona.kz: Почему для Кремля Туркменистан предпочтительней Казахстана в вопросе покупки газа

9 июля 2008

Zona.kz: Почему для Кремля Туркменистан предпочтительней Казахстана в вопросе покупки газа

9 июля 2008, 12:49 CA-NEWS

CA-NEWS (KZ) - ... Происходит, образно говоря, "шапочный разбор" потенциальных экспортных объемов газа из Туркмении. При этом может ничего не достаться поддерживаемому американцами газопроводному проекту Баку-Тбилиси-Эрзурум...

Интернет-газета Zona.kz: Почему для Кремля Туркменистан предпочтительней Казахстана в вопросе покупки газа?! 9.07.2008

Отправившись 3 июля в четырехдневное турне по странам ближнего зарубежья, включающее Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, российский президент Дмитрий Медведев прибыл сперва в Баку. А потом два дня провел в Ашгабате, прежде чем отправиться в Астану для участия в праздничных мероприятиях по случаю 10-летия столицы Казахстана. Судя по результатам переговоров там, не зря вроде бы.

Во-первых, туркменская сторона подтвердила свои обязательства по поставкам газа в Россию до 2025 года.

Во-вторых, была заключена договоренность о налаживании между двумя этими странами железнодорожного паромного сообщения с туркменского порта на Каспии до Махачкалы и Астрахани.

Для России подтверждение сейчас Ашгабатом обязательств по поставкам "голубого топлива" очень важно. Ибо Туркменистан, все попытки которого найти альтернативные российским маршрутам пути транспортирования своего природного газа в экспорт и альтернативных России платежеспособных покупателей для него со времен обретения государственной независимости до середины нынешнего десятилетия неизменно кончались неудачей, сейчас находится в несколько иной ситуации. Он добился-таки прорыва за последнее время. Нынешний туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов явно намерен постепенно отходить от прежней относительно изоляционистской политики и превратить Туркменистан в более привлекательную для иностранных инвесторов страну. К таким переменам больше готовыми оказались, прежде всего, среди тех, кто желал вновь получить доступ к газу этой страны, больше других Китай и Иран.

Россия же, бывшая свидетельницей многократных попыток Туркменистана найти альтернативу ей и ее газопроводам, похоже, несколько упустила инициативу. Она тут же была перехвачена китайцами и иранцами. Прошлым летом Г.Бердымухаммедов совершил визит в Иран, где был очень тепло принят президентом Махмудом Ахмадинежадом. Тогда было заявлено, что Иран намерен поднять показатель импорта газа из Туркменистана до 14 млрд. с 8 млрд. кубометров. То есть почти вдвое. Но самим впечатляющим событием в связи с Туркменистаном для россиян и стран Евросоюза, продвигающих альтернативный российскому пути маршрут поставок природного газа из Каспийского региона в Европу в рамках масштабного проекта "Набукко", явилось начало реализации межправительственного соглашения о строительстве газопровода Туркменистан-Китай и об экспорте природного газа из этой страны в КНР. Документ, о котором здесь идет речь, был подписан 3 апреля 2006 года тогдашним туркменским президентом Сапармуратом Ниязовым и китайским президентом Ху Цзиньтао. А строительство началось к началу осени прошлого 2007 года.

Инициированное же Москвой соглашение о строительстве Прикаспийского трубопровода с участием России, Казахстана и Туркменистана, что должно было бы рассматриваться как некий противовес реализующемуся маршруту в китайском направлении и еще только обсуждающемуся маршруту в западном, транскаспийском направлении, было подписано в самом конце 2007 года. Да и поставили-то под ним подписи не главы государств и даже не правительств, а российский и казахстанский министры.

От имени официального Ашгабата его подписал чиновник, чей ранг еще ниже. Наблюдатели обратили внимание на то, что туркменский глава на церемонии подписания этого документа не появился, а президент Казахстан на последующей пресс-конференции ничего о важности только что подписанного документа не стал говорить. Из чего был сделан вывод, что Казахстан и особенно Туркменистан проявляет в отношении ПКТ куда меньше энтузиазма, чем Россия.

Поэтому нынешнее подтверждение Ашгабатом своей заинтересованности в строительстве и использовании Прикаспийского трубопровода и своих обязательств по поставкам газа в Россию до 2025 года может, по-видимому, рассматриваться как изменение настроя Туркменистана относительно использования идущих в направлении России маршрутов в лучшую сторону.

Все это, быть может, хорошо для Москвы. Но ведь, хотя Туркменистан, как считается, обладает большими запасами природного газа, его производственные возможности не безграничны. В Россию он в течение последнего времени поставлял порядка 40-42 млрд. кубометров газа в среднем за год. Для строящегося газопровода Туркменистан-Китай, который стороны планируют завершить в 2009 года, Ашгабат обязался поставлять 30 млрд. кубометров "голубого топлива" ежегодно.

Другими словами, происходит, образно говоря, "шапочный разбор" потенциальных экспортных объемов газа из Туркмении. При этом может ничего не достаться поддерживаемому американцами газопроводному проекту Баку-Тбилиси-Эрзурум. Его строительство закончилось в декабре 2006 года. Пока по этому трубопроводу прокачивается азербайджанский газ. Но для выхода на проектную мощность его явно не достаточно.

Нужны дополнительные объемы из Туркменистана и Казахстана. Так вот, с туркменским газом до сих пор казалось, что получается "облом". Но вряд ли Запад смирится с таким исходом. И не смиряется. Как писала в середине апреля 2008 года "Financial Times" со ссылкой Европейского комиссара по внешним делам Бениту Ферреро Вальднер, президент Гурбангулы Бердымухамедов дал Евросоюзу гарантию, что 10 млрд. кубометров будут резервироваться для Европы в дополнение к возможным предложениям в новых полях.

Все перечисленные выше цифры составляют порядка 80-82 млрд. кубометров. Столько добывал Туркменистан в позднюю советскую эпоху и первые годы государственной независимости. Но сейчас он газа производит меньше. Потенциал для довольно значительного роста производства при реальном увеличении спроса, наверное, есть.

А завершение строительства ПКТ и модернизация двух других газопроводов должно, как ожидается, позволить почти удвоить прокачку центрально-азиатского газа в российском направлении - до 90 млрд. кубометров против нынешних 55 млрд. кубометров (в том числе в 2006 году, к примеру, доля Туркменистана составила 39 млрд., Узбекистана - 9 млрд., Казахстана - 7 млрд.). То есть необходимо еще порядка 35 млрд. кубометров дополнительного объема в годовом исчислении. Если исходить из представления, что все это также должно появиться за счет Туркменистана, получится, что он должен поднять уровень годового производства до 117 млрд. кубометров. А он с такой возросшей нагрузкой при всем желании вряд ли справится.

Следовательно, остается надеяться на рост объемов производства газа в Казахстане. Во-первых, хотя бы потому, что тут прямых иностранных инвестиций, уже давно вкладываемых в нефтегазовые проекты, гораздо больше. Богатый запасами энергоносителей Западный Казахстан получает их за год больше, чем получил тот же Туркменистан за все время. То есть, здесь реальные деньги, которые уже давно реально работают в проектах по расширению добычи углеводородов на месторождениях.

Но все равно основные надежды те, кто хочет получить доступ к природному газу Центральной Азии, возлагают на Туркменистан. Взять, к примеру, строящийся трубопровод Туркменистан-Китай. Обязательства по поставкам сырья для него имеет только Туркменистан. Но Узбекистан и Казахстан примут, как ожидается, участие в его строительстве и последующей эксплуатации. В проекте ПКТ тоже основная нагрузка по поставкам сырья, как считается, может лечь на плечи Туркменистана. А между тем из трех упомянутых стран Центральной Азии только у Казахстана за последние годы заметно увеличивается производство газа. Только в 2004 году он сам перестал быть нетто-импортером "голубого топлива" при внутренней потребности в объеме порядка 15-16 млрд. кубометров.

А в прошлом, 2007 году, в стране добыто уже, по оценочным данным, более 29 млрд. кубических метров. То есть, всего за три года Казахстан почти удвоил производство природного газа. Но Россия продолжает делать основной упор на Туркменистан. А растущие возможности Казахстана как поставщика газа на внешний рынок ею как бы не очень-то замечаются.

Видимо, дело тут в том, что в Казахстане все крупнейшие месторождения, где добывается и газ, осваиваются иностранными инвесторами. Это - главным образом, компании из Западной Европы и Америки. Очень сомнительно, чтобы они могли согласиться на все более растущее сотрудничество с российским "Газпромом" на таких же условиях, на каких это делает Туркменистан. А именно - продавать все большие и большие объемы своего сырья России с тем, чтобы она могла их перепродавать той же Европе в условиях, когда Евросоюз отчаянно ищет пути освобождения от энергетической зависимости перед Россией.

Другое дело - Туркменистан. Там до сих пор практически вся отрасль добычи газа находится под контролем государства. Так что, как официальный Ашгабат решит, так и должно быть. Вот в чем причина предпочтительности Туркменистана перед Казахстаном в этом вопросе.

ca-news.org

Предыдущая статьяВ Минэкономразвития Кыргызстана обсудили Стратегию развития страны
Следующая статьяУниверситет ООН поможет внедрить электронное управление в Кыргызстане