CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Газ, КАМАЗ и Ренессанс

10 июля 2008

Газ, КАМАЗ и Ренессанс

N13 (81) 09 Июль 2008 Интернет-журнал "Оазис"

Гозель Мухаммедова (Ашхабад)

Дмитрию Медведеву повезло. Как и Владимиру Путину. Последнему удалось побывать еще в «Золотом веке туркмен» времен Туркменбаши. А первому, совсем недавно, в «Эпохе Великого Возрождения туркменского народа» имени Гурбангулы Бердымухамедова. И то и другое в основном оплачивалось (и продолжает оплачиваться) туркменским газом, идущим в сторону России. Так что свою сопричастность смогли усвоить оба президента Российской Федерации. Тем более, что цена газа - ниже рыночной. А маржа гешефта составляет и прибыль «Газпрома» и политическое влияние России на Европу. А цена-то - всего ничего - 100 тыс. граждан России. Или что-то около этого.

Ох, если б это было шуткой! Многие ждали, что вопрос о людях имеющих одновременно два гражданства - Туркменистана и России - был бы решен в прошлогодний визит Путина, почти сразу после смерти Сапармурада Ниязова. Или, на прошлой неделе, во время визита Медведева! Но нет, цена газа оказалась много больше цены за головы и судьбы 100 тыс. (или около этого) граждан России, что, ни в прошлом году Путин, ни в этом Медведев, ни словом не обмолвились об этой проблеме. Как будто ее нет, как будто нет этих 100 тысяч (или около этого) граждан России на территории Туркменистана.

История вопроса началась в 1993 году, когда межу Туркменистаном и Россией был подписан пакет соглашений по защите прав граждан обоих стран на территории друг друга, соглашение, вводящее институт двойного гражданства, по защите прав переселенцев из страны в страну. В общем, все укладывалось не только в процесс «цивилизованного развода» после распада СССР, но и перспективу реинтеграции, пусть даже и на уровне отдельных граждан. Этот пакет соглашений позволил, получив гражданство обоих стран, свободно передвигаться. Это стало особенно актуально после введения Туркменистаном визового режима со всеми странами СНГ - обладатели «двойного» гражданства не нуждались в визах ни в Российскую Федерацию, ни в другие страны, с которыми у России было соглашение о безвизовом обмене. Многие, кто хотел уехать из Туркменистана, на законодательной основе этих соглашений могли приватизировать и продать свои квартиры, что стало серьезным подспорьем в обустройстве на новом месте в России или другой стране, не секрет, что продавая, таким образом, квартиры, многие уезжали и в иные страны - Германию, США, даже в Австралию. Но, самое главное, люди не потеряли возможности учить детей, перемещаться вслед за предложением работы, навещать родственников и посещать могилы. И, если и был объявлен «цивилизованный развод» стран бывшего СССР, то именно тут он состоялся в самом цивилизованном виде.

Интересно, что вместе с этническими славянами и выходцами с территории РСФСР времен СССР, за гражданством обращались и получали его представители других национальностей: армяне, азербайджанцы, узбеки, казахи и : туркмены. Написав соответствующее ходатайство на имя Бориса Ельцина, многие почти автоматически приобретали российское гражданство вкупе с гражданством туркменским. И этот факт, сразу после распада СССР, выглядел вполне логичным и гуманным. Интересен факт, что большинство так называемой туркменской элиты начала и середины 90-х годов тоже поспешили принять российское гражданство. Более того, осуществляя в Туркменистане, по сути, резко националистическую в самом худшем понимании этого термина политику, эта элита ходила голосовать в российское посольство на выборы в Государственную Думу Российской Федерации и на президентские выборы 95-го и 96-х годов. Да и сами Ниязов с Ельциным, после подписания пакета документов, обменялись паспортами обеих стран! Что уж говорить:

Ситуация резко изменилась после покушения на президента Ниязова. С его слов, «:часть преступников, обладая гражданством России, скрылось там от туркменского правосудия:». Но кто виноват, что чиновники из правительства, замешанные в этом деле, обладали гражданством России, вместе с тем занимая высокие должности в правительстве Туркменистана? Но это ударило по рядовым обладателям «двойного гражданства», которых к моменту покушения - концу 2002 года насчитывалось уже около 200 тысяч.

При подготовке к переговорам между Ниязовым и Путиным в начале 2003-го года туркменская сторона так плотно увязывала решение вопросов продажи всех свободных объемов газа в обмен не отмену вольного режима перемещения между границами обладателей двойного гражданства, что российская сторона не смогла отказаться от соблазна. И Путин подписал отдельный протокол о прекращении соглашения между странами о действии института «двойного гражданства»: через несколько секунд после подписания договора о поставках туркменского газа в Россию сроком на 25 лет. Это соглашение сразу получило название «пакетное соглашение» «газ-люди» и самым негативным образом сказалось на имидже самого Путина. Да так, что у дверей посольства РФ в Ашхабаде начали жечь его портреты.

Как водится, меджлис Туркменистана моментально ратифицировал этот протокол. А Ниязов тут же денонсировал все соглашения о двойном гражданстве. Тут же было опубликовано требование к гражданам, обладателей обоих подданств, в месячный срок выбрать одно из них. И первыми в Россию потянулись: армяне. Да и остальные диаспоры, продавали все, что имели - бизнес, квартиры с мебелью, дачные участки, все, чтобы в месячный срок, сохранив гражданство России, покинуть ради себя и детей, как им казалось, страну рождения - Родину, могилы предков, родовые гнезда, друзей:

Но Ниязов допустил одну ошибку. Он денонсировал соглашение о двойном гражданстве раньше, чем Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала документ, подписанный Путиным. И потом еще в конституцию Туркменистана была внесена статья о том, что «:Туркменистан не признает гражданства других стран:», чем создал еще одну правовую коллизию, которая и осталась в наследство новым властям Туркменистана, да и властям России тоже.

А Дума и не думала ратифицировать этот документ. Реакция российской общественности на это соглашение была столь мощной и однозначной, что депутаты Думы и советующие им сотрудники администрации президента, посоветовали правительству (МИДу) сдать назад. Да и бюрократия «Газпрома», в интересах которой и был заключен этот договор, резко начала отрицать наличие «пакетного соглашения» «газ-люди». МИД России дезавуировал то, что сказал Путин. А сказал он буквально: «:кто хотел, тот уехал:» но смысл соглашения не состоял в эвакуации российских подданных из Туркменистана, а наоборот, он предусматривал создание режима наибольшего благоприятствования для людей, обладающих «двойным гражданством». И МИД РФ настаивал, что все, кто получил гражданство РФ до 2003 года, ни под каким условием не могут его лишиться. И ни президент (даже Путин), ни Дума России не в состоянии лишить гражданства 200 тысяч (или около того) граждан России гражданства России.

Это потом, через год, учитывая все имидживые потери от столь опрометчивого шага, Путин сказал насчет своей фразы «: кто хотел - тот уехал:»: «:я был не прав, простите:». Но было уже поздно. Около 100 тысяч (!) человек, потеряв очень большие деньги на продаже своего имущества за гроши, поддавшись панике с подачи того же Владимира Владимировича Путина, ринулась в Россию, без всякой государственной поддержки, какая есть сейчас, просто уехала в одну сторону. И кто бы удивлялся, что в Ашхабаде жгли портреты Путина?

МИД России срочно создал ситуационную комиссию (наверняка не без ведома Путина) и решительным образом потребовал от туркменских властей сдать назад. Но не такой человек бал Ниязов - ключи от газовых переговоров были у него в руках. А газовое могущество - есть основа мировоззрения Путина и «Газпрома» и судьба 100 тысяч граждан России (или около этого) для Путина и «Газпрома» есть предмет торга. И торг состоялся второй раз. Россия не стала педалировать все свои претензии по поводу корсарских приемов Туркменбаши. Ну а тот сделал вид, что не ошибался вовсе, и вообще, он вовсе не ошибался. В общем, все остались при своих. Кроме простых людей.

Тем временем Ниязов вошел во вкус своего газового рычага. Он спокойно снес здание Русского драматического театра имени Пушкина в Ашхабаде, без сомнения, одного из старейших в столице, безусловно - памятник архитектуры, очаг культуры. Это было сделано Ниязовым в отместку за одну из публикаций в российских средствах массовой информации о наркотрафике через Туркменистан в Россию. И сделал бы еще больше, если бы не помер. И Россия во главе с «Газпромом» промолчала бы и дальше.

Настали иные времена. Различными путями к власти пришли иные лидеры. Но интерес у них остался прежним. Все с тем же газовым душком. И о проблеме людей с «двойным гражданством» никто не вспоминает. Юридически их положение не определила и ни одна из сторон и ни одна не настаивает на решении этой проблемы в принципе. И любое заявление глав государств России и Туркменистана, что в отношениях двух стран нет нерешенных и не решаемых проблем - ложь. Или, как сейчас принято говорить - дипломатическое лукавство.

Стоит прочесть совместное туркмено-российское заявление глав государств по итогам последней встречи Медведев-Бердымухамедов, чтобы понять, что газ, газ и еще раз, газ, есть квинтэссенция и принципиальное наполнение (до краев) отношений между кормящимися элитами двух стран. Может быть, его разбавили соглашением Туркменистана с КамАЗом, недаром вместе с Медведевым прилетал в Туркменистан президент Татарстана Шаймиев. А неделей ранее в Татарстан ездил погонять на КамАЗах молодящийся президент Туркменистана. Да, и он недавно, в лучших традициях молодых президентов, летал вокруг Ашхабада на истребителе Су-27. Кстати, где, в каком регионе России собирают самолеты Су? Был ли в свите Медведева этот губернатор? И питерские метростроевцы будут строить метро в Ашхабаде. Для этого приехала такая же молодящаяся мэр Санкт-Петербурга Матвиенко.

Еще были объявлены ритуальные пляски в виде «культурных» годов стран друг в друге. И посадки ритуальных деревьев в одном из скверов Ашхабада - сквере независимости друг от друга, где каждому президенту выдали по позолоченной лопате для посадки именных саженцев с табличками вроде «:Кися и Ося были тут:».

О чем думал президент Медведев, махая (маша) этой позолоченной лопатой в скверике Ашхабада? О прибылях «Газпрома», КамАЗа, о деньгах на «Великое Возрождение туркменского народа»? Или о 100 тысячах граждан России, проданных его гуру и сознательно затираемых в недрах памяти и совести им самим?

Газ, КамАЗ и Ренессанс (туркменский, «Возрождение» ж)! А народ российский - не в рифму: пусть их и 100 тысяч (или около этого).

ca-oasis.info

Предыдущая статьяИсПЫТАТЬ человека
Следующая статьяТрудно быть первым