Между Аллахом и Исламом
N13 (81) 09 Июль 2008 Интернет-журнал "Оазис"
Абдулхамид Сулаймонов (Андижан)
Большинство верующих в стране - мусульмане-сунниты (88%), также здесь живут мусульмане-шииты (1%), православные христиане (9%), буддисты и верующие других конфессий. В Узбекистане приблизительно 4000 католиков. У Евангелической Лютеранской Церкви в Узбекистане 7 приходов. Ташкент - резиденция епископа. По данным комитета по делам религий, сегодня в республике официально функционируют 2227 религиозных организаций. Новые приходы в Узбекистане не разрешено регистрировать.
В настоящее время в Республике Узбекистан функционируют более
2200 религиозных организаций 16-ти разных конфессий. 92% из них - мусульманские организации. В стране действуют 164 христианские организации, восемь еврейских общин, шесть общин «Бахай», одно общество кришнаитов и один буддийский храм. В настоящее время в республике функционирует Ташкентский исламский университет, Исламский институт, 10 медресе, 2 христианские семинарии - православная и протестантская. При содействии правительства верующие совершают паломничества к святым местам: мусульмане - в Саудовскую Аравию, христиане - в Россию, Грецию и Израиль, иудеи - в Израиль. За последние 15 лет более 50 тыс. граждан Узбекистана совершили хадж в Саудовскую Аравию, а также паломничество к святыням своих религий в Израиле и России.
Конечно, Конституция Узбекистана гарантирует свободу совести - право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право создавать и вступать в религиозные организации, равенство перед законом и невмешательство государства в деятельность религиозных организаций. В реальности же не все гладко.
С одной стороны, строятся новые мечети, открываются учебные заведения, отмечаются грандиозные юбилеи таких религиозных деятелей прошлого, как Исмаил Бухари и Термизи, масштабно празднуются Курбан-хайит и Рамазан-хайит у мусульман, менее масштабно - Пасха и Рождество у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука у иудеев, выпускаются новые и новые издания Корана. Руководство страны любит проявлять показное уважение к религии. В феврале 2007 года в Узбекистане в третьей стране в мире был издан Священный Коран для слепых на шрифте Брайля (в стране 24 тыс. граждан с ослабленным зрением или лишены возможности видеть).
С другой стороны, в тюрьмах страны содержатся тысячи и тысячи верующих, обвиненных в религиозном экстремизме и в покушении на конституционный строй. Таможня страны каждый квартал дает отчёты о конфискации религиозной литературы, из школ и организаций выгоняются верующие мужчины, ходящие в «намози жума» - в пятничную молитву, и женщины, носящие закрытую мусульманскую одежду - хиджаб.
Международные организации, а также Госдеп США ежегодно критикуют Узбекистан за ущемление религиозных свобод своих граждан. Власти Узбекистана, в свою очередь, называют безосновательными обвинения, направленные в адрес Ташкента, По их мнению, «Госдепартамент США стремится создать негативный имидж Узбекистана в глазах мировой общественности, искажая реальное положение дел в республике», напоминая американским «активным борцам с терроризмом» о «вполне оправданном отношении Узбекистана к радикальным исламским группировкам, пропагандирующим религиозный экстремизм и фундаментализм».
Ввоз и публикация религиозной литературы в Узбекистане остаются под строгим контролем государства, даже когда речь идет о таких книгах, как Библия и Коран. Имам Обидхон Назаров, бывший имам ташкентской мечети Тухтабой, сообщил «Форуму 18», что даже книги известных мусульманских ученых больше не издаются. Назаров подчеркнул, что «люди имеют право знать. Если хорошие книги об исламе и Коране выходят за границей, то почему люди должны быть лишены возможности прочитать их».
Религиозные меньшинства также подвергаются жесткой цензуре со стороны государства. Христиане беспокоятся о судьбе Библий и прочих книг, задержанных на таможне в мае 2007 года. Свидетели Иеговы волнуются насчет партии литературы, которую таможня задержала еще в августе 2006 г.
16 апреля 2008 года за незаконную религиозную деятельность в Сырдарьинской области к административному наказанию приговорены члены группы, представляющие секту «Адвентисты седьмого дня». По информации правоохранительных органов, 53-летняя Надежда Кожина, являясь руководителем религиозной секты «Адвентисты седьмого дня», незаконно функционирующей в городе Гулистан, «активно занималась распространением среди населения идей и канонов этого течения». «Не имея специального духовного образования, и официального разрешения, Кожина проводила религиозное обучение. Фактически занималась миссионерской деятельностью», - заявил представитель областного суда.
В ходе расследования установлено, что сектанты собирались по субботам в доме Кожиной. Представитель суда подчеркнул, что на собрания приходили люди разных национальностей: русские, татары, узбеки, корейцы. «Во время сборищ руководители секты занимались чтением религиозной литературы, пропитанной миссионерскими идеями, между делом поясняя каждому адепту о его особом месте в общине. Противоправные действия Кожиной квалифицируются статьями кодекса об административной ответственности республики: «склонение к участию в деятельности запрещённых общественных объединений и религиозных организаций», «нарушение законодательства о религиозных организациях» и «нарушение порядка преподавания религиозных вероучений». Суд, учитывая возраст, ограничился привлечением виновной к административной ответственности.
Еще местных жителя Гулистана - Эдуард Югай и Виктор Климов собирали в своих домах около полусотни человек, среди которых проводили проповедническую работу в частном порядке, без официального разрешения. Им инкриминировалось нарушение закона «О религиозных организациях» и несанкционированная миссионерская деятельность. В качестве доказательств предъявлены изъятые в ходе обысков книги и видеокассеты религиозного толка. Югай и Климов были привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
По Закону «О свободе совести и религиозных организаций» в Узбекистане официально запрещены действия, направленные на обращение верующих одной конфессии в другую (прозелитизм), а также любая миссионерская деятельность. В мае прошлого года, управлению мусульман Узбекистана и комитету по делам религий было предписано взять под постоянное наблюдение все официально зарегистрированные религиозные организации и «усилить борьбу с людьми, осуществляющими нелегальное религиозное обучение и организующими небольшие религиозные собрания».
С 2005 года в Узбекистане была приостановлена деятельность нескольких иностранных неправительственных общественных организаций (НПО) обвиненных в стремлении обращать в свою веру лиц других исповеданий. В том числе, представительства трех американских НПО - Global Involvement through Education, Central Asian Free Exchange и Crosslink Development International, двух корейских - Institute of Asia Culture and Development и Korean Foundation for World Aid и евангельского благотворительного общества «Благодать». Весной 2005 года решением Минюста Каракалпакстана была закрыта протестантская церковь Полного Евангелия «Эммануил». В течение прошлого года за миссионерскую деятельность, 14 сотрудников представительства американской НПО Partnership in Academics and Development получили отказ в продлении аккредитации и были выдворены из Узбекистана.
7 июля 2008 года таможня Узбекистана объявила о том, что с начала года зафиксирована 33 факта ввоза на территорию страны литературы и других средств пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма. Было конфисковано 654 наименования запрещенной религиозной литературы, сообщили тогда журналистам в пресс-службе Государственного таможенного комитета республики (ГТК).
«Запрещенные религиозные материалы везут в личном багаже, прячут в тайниках, оборудованных в автотранспорте, отправляют по почте», - говорил пресс-секретарь ГТК. Таможенники не скрывают того, что они следят за всей почтой, поступающей в страну, хотя это противоречит праву на тайну почтовых отправлений, переписок и писем.
В качестве примера в таможне привели факт, когда в почтовом отправлении, прибывшем из Германии на имя жительницы республики, сотрудники таможенного поста среди содержимого обнаружили 34 CD и DVD-диска миссионерского толка.
В 2007 году сотрудники таможни пресекли 50 фактов, при которых было конфисковано 6 тыс. экземпляров экстремистской литературы и других аналогичных материалов.
Буквально на днях - 3 июля сего года правительственное агентство «УзА» сообщило о том, что сотрудниками Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в первой половине 2008 года в 33 случаях конфисковано 654 наименования религиозной литературы. Например, при досмотре прибывшего из Австралии почтового отправления на имя жительницы города Ташкента М. Санафеевой было обнаружено 13 журналов «Вестник спасения». Этот вестник считается независимыми экспертами нормальной христианской литературой. Христианство в Узбекистане не запрещено.
В последнее время в Узбекистане усилилось давление на мусульман. Из республиканской Национальной телерадиокомпании были уволены ряд сотрудников и журналистов, открыто исповедующее ислам. С телеканала «Ташкент» за ношение религиозной одежды уволена журналистка Юлдуз Очилова, с телеканала «Спорт» за хождение на пятничные молитвы в мечеть уволены телекомментаторы Хайрулла Хамидов и Элер Мустафаев. За религиозные убеждения был уволен с телеканала «Узбекистан» журналист Сафар Рахманов.
Девятиклассники 110-школы города Ташкента говорили о таком случае. В класс вошла завуч школы и спросила о том, кто из ребят ходит в пятничные молитвы в мечеть. Ребята думали, что ничего плохого не будет, если они скажут, что ходят в мечеть. Исходя из этих соображений, многие ответили, что ходят в мечеть. Был составлен список и этих ребят в каждую пятницу задержали в школе до 14.30, до того времени, когда время молитвы уже проходит, хотя уроки заканчивались в 12.00.
Кроме этого, закрываются средства массовой информации, часто публикующие статьи на религиозные темы. Так, например, 31 июля 2008 года власти Узбекистана закрыли независимую газету «Одамлар орасида» (Среди людей), Это был популярный еженедельник, ориентированный на читателя, проповедующего ислам. Еженедельник дискутировал на социальные темы, такие, как детская смертность, гомосексуализм и проституция с мусульманской точки зрения, чем составил конкуренцию газетам и изданиям поддерживаемым властями, или тем, которые ограничивали свое содержание в большей части развлекательным материалом и светскими сплетнями. С момента начала работы этого издания, тираж его увеличился до 24 тыс. экземпляров в Ташкенте, что превышает тираж большинства официальных изданий.
В начале июня появились сообщения о том, что закрывалось издательство «Адабиёт» (Литература), принадлежащее Союзу писателей Узбекистана. Директор издательства Курбан Джумаев говорит: «Все книги были изданы с согласия и письменного разрешения Комитета по религии при Кабинете Министров Республики и в них не было ничего антигосударственного». По его словам, «закрытие издательства требовали спецслужбы».
Наступление на верующих приобретает все более широкие масштабы. В течении июня закрыты десятки кафе и ресторанов, в которых готовили мусульманскую еду (без свинины) и запрещали выпивать спиртные напитки. Среди них кафе «Halol-Food», «Eshonguzar», «Kamolon». Власти говорят о том, что эти кафе закрыты за «антисанитарию». Кафе «Комолон» на днях открылось. У него теперь новый владелец и он разрешает затянуться там пивком.
Несомненно, как говорят эксперты, в сегодняшнем мире терроризм тоже стал бизнесом. Если это так, то и «борьба с терроризмом» - тоже вид бизнеса. С его помощью идет передел собственности. Так и меняют своих хозяев газеты и кафе. Обогащаются следователи и прокуроры, ведущие дела «экстремистов». Подбрасывание религиозной литературы в машины и дома - способ борьбы с оппозицией и свободными журналистами.
Накануне правозащитная организация «Эзгулик» обратилась в адрес Генпрокуратуры Узбекистана с просьбой пересмотреть дело журналиста Гайрата Мехлибоева, находящегося в заключении с 2003 года и регулярно подвергающегося пыткам. В данное время журналист отбывает наказание в колонии города Зарафшан. По словам отца Гайрата, родные всерьез опасаются за его здоровье и жизнь. Бывший корреспондент газеты «Хуррият» Гайрат Мехлибоев вот уже почти 5 лет находится в заключении. В марте 2003 года ташкентский городской суд приговорил его к 6-ти годам лишения свободы по статьям «Посягательство на конституционный строй» и «Организация и участие в религиозных экстремистских организациях». Будучи практикантом в газете «Хуррият» в апреле 2001 года он написал статью «Адолат мезони» («Норма справедливости») на религиозную тему. СНБ нашла текст статьи идентичным с литературой «Хиз ут-Тахрир», организации, запрещенной в Узбекистане.
Следует отметить, что правительство Ислама Каримова на протяжении многих лет борется с «религиозными экстремистами», как реальными, так и мнимыми. Чаще всего, признательные показания выбиваются из арестантов путем угроз и пыток.
Как писал Абу Хамид аз-Газзоли: «Мир и благоденствие на земле стоит на четырех столпах: на справедливости правителя, на знании учёного, на щедрости богатых и на терпении бедных».
Свято место пусто не бывает. Вместо других культов внедряется культ одного человека. Президент Узбекистана Ислам Каримов в мае 2008 года опубликовал книгу под названием «Мораль - непобедимая сила». Государственное телевидение Узбекистана представило книгу как «лучшее произведение по философии, религии и морали со времен Сократа». Ученики школ изучают творения Президента. Студенты университетов обязаны ежегодно сдавать экзамены по книгам Ислама Каримова.