Ноя. 13, 2008, Zerkalo
ТАШКЕНТ ОТРЕАГИРОВАЛ НА ОТМЕНУ САНКЦИЙ
Узбекистан приостанавливает членство в ЕврАзЭС, ориентированном на Москву
Узбекистан приостанавливает свое членство в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Нота Ташкента об этом была получена секретариатом организации еще 16-17 октября. Такую информацию подтвердили в среду "Газете.Ru" в МИД РФ. Отметим, что это решение Ташкент принял через три дня после того, как Евросоюз принял решение отменить все санкции против Узбекистана, введенные из-за событий в Андижане в 2005 году - в том числе запрет на въезд в ЕС для первых лиц Узбекистана и эмбарго на поставки оружия, отметив прогресс в области прав человека.
ЕврАзЭС - международная экономическая организация постсоветских государств, которая занимается формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. Кроме Узбекистана, в ЕврАзЭС входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Армения, Украина и Молдова являются странами-наблюдателями.
"Это суверенное право каждого государства", - отметил представитель департамента информации и печати внешнеполитического ведомства РФ. "Вместе с тем это решение не повлияет на двустороннее сотрудничество между Россией и Узбекистаном, и Москва продолжит делать все возможное для активизации интеграционных процессов на территории СНГ", - подчеркнул собеседник.
Речь идет "не о выходе Узбекистана из организации, а о приостановлении членства", так что от Ташкента еще предстоит получить "юридическое оформление" такого решения. "В рамках ЕврАзЭС был заключен ряд соглашений, и Узбекистан еще должен решить, будет ли их выполнять или воздержится от этого", - заметил дипломат.
Информация о том, что узбекское руководство объявило о выходе из экономического блока, прошла по каналам вечером 11 ноября. "В Ташкенте давно высказывались по поводу того, что эта организация не очень действенная", - рассказал агентству "Интерфакс" источник на Смоленской площади. Он заметил, что узбекское руководство даже предлагало для эффективности объединить структуры ЕврАзЭС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). "Может быть, идея и хорошая, но она несколько преждевременна. Ведь сначала надо дождаться момента, когда эти организации нормально заработают", - отметил в связи с этим собеседник агентства.
В Москве "спокойно относятся к этому решению Узбекистана", заверяет источник. "Мы не собираемся ни нервничать, ни скандалить по этому поводу", - отметили на Смоленской площади.
Какие чувства испытывают в руководстве ЕврАзЭС, куда "Газета.Ru" обратилась за комментариями, осталось неизвестным. В секретариате сообщества от комментариев воздержались. Так же поступили и в узбекском посольстве в Москве.
Российские специалисты по Центрально-Азиатскому региону к решению Ташкента относятся совершенно спокойно, связывая его со своеобразной внешнеполитической линией узбекского руководителя Ислама Каримова. Специалист по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что к "внешнеполитическим эскападам режима Каримова" в мире "давно привыкли". "Подобное решение "навязано" представлениями Каримова о том, как устроен мир. Никто из его внешнеполитических партнеров не предложил бы ему активизацию сотрудничества только в обмен на выход из ориентированных на Россию организаций", - считает эксперт.
"У империи нет союзников, а есть интересы" - именно так, по мнению гендиректора Центра по изучению политических процессов в СНГ при МГУ Алексея Власова, привыкли думать в Ташкенте. Такой подход, считает эксперт, вряд ли найдет понимание у возможных партнеров Каримова на Западе, учитывая, что Узбекистан уже дважды за последние десять лет менял свою внешнеполитическую линию.
Вместе с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой Узбекистан создал в 1999 году блок ГУУАМ, многими считавшийся антироссийским. Тогда же Ташкент покинул и ОДКБ. Однако к 2005 году похолодание в отношениях Каримова с Москвой сразу же закончилось, стоило Западу раскритиковать его за подавление народных выступлений в Андижане. Узбекистан вернулся и в ОДКБ, и вошел в ЕврАзЭС, другой региональный союз, у истоков которого стояла Москва.
В то же время, если смотреть на случившееся не через призму "большой игры" между Западом и Москвой в Средней Азии, то с экономической точки зрения у Ташкента были свои резоны покинуть ЕврАзЭС. "Эта организация оказалось весьма эфемерной", - считает Дубнов, ведь Узбекистан "не дождался ответа на свои ожидания по решению водно-энергетических проблем". К тому же Каримова может уязвить то, что его страна не была допущена к Таможенному союзу внутри ЕврАзЭС, в который вошли лишь Беларусь, Казахстан и Россия. "Узбекистан никуда не денется от сотрудничества с Россией", - уверен Дубнов.
Это же с оговорками подтвердил и президент Каримов, принимавший на прошлой неделе у себя болгарского коллегу Георгия Пырванова. Тот оказался первым за три года европейским лидером, посетившим Ташкент, что вместе с недавним снятием санкций Евросоюза с Узбекистана заставило экспертов заговорить о новом "медовом месяце" Каримова с Западом.
Болгарский лидер приезжал в Узбекистан, чтобы пригласить Ташкент к участию в прокладке трубопровода "Набукко", который должен связать страны Центральной Азии с Европой через Турцию. Пырванов признался тогда, что претворение в жизнь этой идеи сталкивается с проблемами, в частности, с "противодействием ряда международных субъектов, не заинтересованных в том, чтобы такой проект был реализован". Наиболее активную критику предложения действительно допускала Россия.
Однако результаты той встречи оказались, скорее, двойственными. "Узбекистан продает газ только России", - заметил Каримов на пресс-конференции, хотя и намекнул, что Ташкент готов ближе присмотреться к системе центрально-европейских газопроводов, призванных доставлять газ в Европу в обход России. "До настоящего времени Узбекистан не участвовал в проектах, по которым узбекский газ мог бы реализовываться в альтернативном направлении. Я над этим буду думать", - заявил Каримов.
Однако, по мнению Власова, говорить о перспективах "эффективного диалога Узбекистана с Западом" представляется "преждевременным". Во многом нынешнее решение Ташкента "тактическое" и может восприниматься как "часть торга, который ведут Узбекистан, Казахстан и Туркменистан", борясь за внимание со стороны как России, так и европейских партнеров. "Подключение Ташкента к системе доставки газа в Европу не критический фактор, - согласен Дубнов. - Гораздо важнее содействие Узбекистана международной операции в Афганистане, ведь и сейчас немецкие люфтваффе получают логистическую поддержку через базу в Термезе".
Дело в том, что спустя неделю после отмены санкций состоялся первый визит в Германию ранее невъездного начальника узбекских спецслужб Рустама Иноятова. Немецкие СМИ сообщали, что основной темой его переговоров в Берлине могли быть планы ЕС по созданию "второго коридора афганского транзита". Так, сейчас все грузы невоенного характера поставляются в Афганистан через российскую территорию в соответствии с соглашением между Россией и НАТО. Однако поскольку отношения между Москвой и альянсом после войны в Грузии заморожены, Брюссель на всякий случай подыскивает возможность альтернативного маршрута, который может проходить через Грузию, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан (NEWSru.com).