ВАШИНГТОН НАМЕРЕН ПРОВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ С ТЕГЕРАНОМ
Янв. 13, 2009, Zerkalo
Складывающаяся вокруг Ирана ситуация может поставить Азербайджан в сложное положение
Э.ВЕЛИЕВ
Новоизбранный президент США Барак Обама 11 января заявил, что его администрация будет проводить новую политику в отношении Ирана и немедленно займется ближневосточным урегулированием.
По его словам, политика Тегерана, вероятно, станет серьезнейшей проблемой во время его президентства. "Полагаю, Иран будет одной из наших важнейших проблем. И, как я неоднократно говорил в ходе избирательной кампании, создалась ситуация, когда Иран не только экспортирует терроризм через ХАМАС и "Хезболлах", но и стремится к обладанию ядерным оружием. Нам придется проявить новый подход".
В частности, Обама заявил, что Вашингтон готов начать прерванный при Джордже Буше диалог с Тегераном. "США уважают волю иранского народа и намерены с Ираном провести переговоры для разрешения противоречий", - сказал Обама. Однако в то же время он подчеркнул, что США имеют конкретный предел в отношении поведения Ирана. При этом он заявил, что желание администрации вести переговоры будет ограничено базовыми требованиями, от которых он не намерен отступать. Впрочем, он не стал вдаваться в подробности относительно конкретных вопросов и базовых требований. Однако избранный президент отметил, что разработка ядерного оружия Тегераном и поддержка терроризма являются неприемлемыми.
В отличие от Буша, Обама сказал, что собирается предложить Ирану экономические стимулы в обмен на прекращение ядерной программы, но, если Иран откажется, возможны более суровые санкции.
Обама намерен также немедленно заняться проблемой урегулирования на Ближнем Востоке. Он отметил, что его ближневосточная политика не будет в корне отличаться от политики Буша.
В свою очередь Иран в понедельник призвал Барака Обаму не повторять обвинений в попытке создания ядерного оружия, выдвигаемых администрацией Джорджа Буша. Иран готов взаимодействовать с будущей администрацией США, если она проявит "соответствующий" подход к Тегерану, заявил официальный представитель иранского МИД Хасан Гашгави, передает РИА "Новости". "Несомненно, Исламская Республика Иран будет предпринимать соответствующие и своевременные шаги в зависимости от действий новой администрации США", - сказал журналистам дипломат.
В то же время влиятельный иранский политик, член парламента Хамид Реза Хаджи Бабаи недавно подчеркнул, что установление диалога будет способствовать не только решению иранской ядерной проблемы, но и других вопросов, связанных с безопасностью в регионе. При этом он отметил, что если Обама выполнит свои обещания по установлению диалога, то "это ослабит радикалов в Иране, и уже никто не будет воспринимать радикальные и экстремистские лозунги".
Однако, по мнению ряда аналитиков, в ближайший год администрация Белого дома вряд ли будет плотно заниматься иранским вопросом, поскольку ситуация в американской экономике не предоставляет возможности для активных действий против Тегерана. Любые маневры вблизи иранской территории или подготовка к таковым способны вызвать панику на рынке нефти, так как Иран занимает второе место по объемам добычи в ОПЕК, поставляя около 4 млн. баррелей в сутки, и способен перекрыть выход из Персидского залива, через который ежедневно проходят танкеры с нефтью других экспортеров региона. В 2007 г., когда весной резко обострились отношения с Тегераном, котировки контрактов на поставку "черного золота" начали быстро расти, принеся дополнительную нагрузку на мировую экономику, стоящую перед лицом масштабного финансового кризиса.
С другой стороны, большинство бывших руководителей США, в том числе Збигнев Бжезинский, Колин Пауэлл и Мадлен Олбрайт, после победы Обамы на президентских выборах посоветовали ему начать с Ираном переговоры без всяких предварительных условий. В том числе и генеральный директор МАГАТЭ Мухаммад аль-Барадеи призвал Запад в целом и Барака Обаму, в частности, принять Иран как ядерную державу и без угроз и условий начать переговоры с этой страной.
Однако, по мнению ряда аналитиков, проведению прямых переговоров между двумя странами может воспрепятствовать Израиль. Так, главы Израиля неоднократно выражали обеспокоенность внешней политикой Обамы и предупреждали его о необходимости серьезно воспринимать ядерный вопрос Ирана. А с учетом того, что Хиллари Клинтон, назначенная госсекретарем, является ярой покровительницей Израиля, взгляды нового президента особо не изменятся в сравнении с политикой Буша в отношении Тегерана, и эксперты предполагают существование вероятности даже усиления антииранской политики Белого дома при Обаме.
Что касается позиции Ирана, то аналитики сомневаются в том, что Тегеран примет предложение Обамы, во всяком случае, до тех пор, пока у власти находится правительство Махмуда Ахмадинежада. После президентских выборов в Иране, которые состоятся в будущем году, ситуация может измениться, считают они.
Таким образом, иранский вопрос продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем современных международных отношений. А каковы наиболее вероятные сценарии дальнейшего развития событий вокруг иранского вопроса и последствия для его ближайшего соседа - Азербайджана?
Необходимо заметить, что складывающаяся вокруг Ирана ситуация в целом может поставить Азербайджан в достаточно сложное положение. Наиболее вероятным сценарием развития отношений между Вашингтоном и Тегераном будет являться продолжение сложных многосторонних и двусторонних дипломатических переговоров на различных уровнях и в различных форматах. Их результатом будет сложное и запутанное поведение Ирана. Другими словами, Иран будет играть до конца, но оставлять себе возможность в последний момент избежать усугубления экономической блокады и военного вмешательства со стороны. Нельзя исключать, что в этом случае Иран все-таки предложит какой-то компромиссный вариант, позволяющий ему как сохранить свои планы развития ядерной энергетики, так и восстановить сотрудничество с Западом.
Что касается Азербайджана, то отношения с Ираном, несмотря на объективную взаимную заинтересованность в диверсификации политических и экономических контактов, переживают сегодня не лучшие времена, особенно в контексте усиления американского давления на иранский режим. С углублением кризиса вокруг иранской ядерной программы в Баку заняли достаточно осторожную позицию, избегая прямых комментариев на тему ядерного курса Тегерана.
С другой стороны, Тегеран продолжает рассматривать Азербайджан в качестве одного из ключевых государств Южного Кавказа, развитию отношений с которым придается особое значение. Двустороннее взаимодействие Ирана с Азербайджаном, несмотря на имеющиеся "проблемные узлы", носит комплексный и долгосрочный характер. Оно обусловливается наличием ряда приоритетных вопросов, в первую очередь регионального характера, по которым стороны ведут постоянный диалог и обмен мнениями. В то же время Иран имеет целью ограничить влияние других крупных политических блоков, географически более удаленных, но преследующих свои собственные интересы в регионе Южного Кавказа, то есть США. Тегеран всеми силами стремится нарастить свою военную мощь, которая, по словам официальных лиц страны, необходима для установления контроля над морскими коммуникациями и создания региональной системы коллективной безопасности. Иран осуждает продвижение НАТО на Восток и препятствует превращению ближнего зарубежья в буферные зоны Североатлантического альянса. Хотя Иран и выступает за сохранение территориальной целостности Азербайджана, однако официальный Тегеран в большей мере увязывает причины неурегулированности карабахского конфликта с влиянием Запада. Иран в своей политике в отношении государств региона учитывает степень их включенности в недружественные ему блоки, партнерские отношения и союзы. И, наконец, Иран геополитически заинтересован в том, чтобы ситуация в Азербайджане ухудшалась. Тегеран проявляет неприятие прозападного нефтяного курса Баку. А прочный нефтяной альянс Азербайджана и Грузии объективно способствовал внедрению в регион США и НАТО - заклятых врагов Ирана.
По мнению аналитиков, внедрение НАТО в регион автоматически отсекает Иран от стратегического партнера - России. Разумеется, в свете этого вопрос безопасности Азербайджана как ближайшего соседа Ирана на сегодняшний день является очень актуальным. Прежде всего потому, что Иран не заинтересован иметь у своих границ страну со стабильной политической системой и интегрирующуюся с Западом и Европой.
Западные страны имеют в Азербайджане прежде всего экономические интересы, связанные с энергетической сферой. Этот фактор тоже очень серьезно влияет на вопрос безопасности в Азербайджане. Для страны с неустойчивой социально-политической, авторитарной системой управления внутренняя нестабильность всегда является очень важным фактором. Эти факторы мешают интеграции страны в европейское экономическое, военно-политическое пространство, которые считаются наиболее приемлемыми вариантами для обеспечения безопасности. Ведь в этом случае Азербайджан может приобрести гарантии, с одной стороны, для сохранения независимости, с другой стороны, для демократического развития страны.
Гарантировать безопасность Азербайджана может его демократическое развитие. Но проблема в том, что США в отношении Азербайджана явно продемонстрировали, что их политические воззрения могут быть достаточно разнообразны, то есть правящая элита в стране не играет определяющей роли, и отношения со странами должны строиться на основе их геополитической важности, а не внутренней политики. И в такие национальные стратегические интересы США берут верх над идеологическими соображениями. Значительное проявление напряженности между идеологией и геополитикой наблюдается в отношениях США и Азербайджана давно. В этом случае приходится надеяться, что вариант военных действий против Ирана будет последним средством в случае, если все другие усилия ни к чему не приведут.