Латентная волна
8 июня 2007г. ?22 (750) , Деловая Неделя, Казахстан
Аскар ТУРСУНБАЕВ, Ашхабад
США намерены укрепиться в Центрально-Азиатском регионе, поддерживая энергетические проекты и инвестируя в туркменскую экономику
В конце прошлой недели президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов принял первого заместителя помощника государственного секретаря США по вопросам стран Южной и Центральной Азии Стивена Манна. Как заявил американский посланник на состоявшемся после высокой аудиенции брифинге в посольстве США в Ашхабаде, на встрече с туркменским лидером был обсужден широкий спектр вопросов по двустороннему туркменско-американскому сотрудничеству, в том числе и развитие энергетических проектов.
Стивена Манна можно считать завсегдатаем в Ашхабаде, настолько сравнительно часты его официальные визиты в Туркменистан. И он не скрывает, что очень любит бывать здесь. Дело в том, что с 1998 по 2001 год он возглавлял дипмиссию США в Туркменистане. После этого, вплоть до последнего назначения в мае прошлого года, Манн был спецпредставителем Соединенных Штатов по энергетическим вопросам Каспия и также неоднократно посещал Ашхабад.
Казалось бы, после окончательного выбора стран -участниц в каспийских трубопроводных проектах российского маршрута Соединенные Штаты перестанут настаивать на «своем» транскаспийском проекте. Но, как заявил на брифинге Стивен Манн, США продолжают поддерживать транскаспийский газопроводный маршрут (Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция), считая его наиболее выгодным как для производителя газа, так и для всего региона.
Ведущаяся мировыми державами скрытая борьба за влияние на Ашхабад заметно усилилась после смерти Туркменбаши. Новый туркменский лидер Курбанкули Бердымухаммедов неоднократно заявлял, что будет продолжать политику прежнего главы государства. Но очень скоро предпринял некоторые внутренние реформы, позволившие усомниться в его прежних заявлениях, зато серьезно укрепить авторитет государственного лидера и снискать благодарность народа. А первые внешнеполитические шаги президента Туркменистана, направленные на развитие экономического сотрудничества и дружественных связей с соседними странами, продемонстрировали открытость страны и готовность отказаться от прежних политических стереотипов. Этот новый внешний имидж Ашхабада спровоцировал в свою очередь выстраивание с ним другой, отличной от прежней, модели отношений Москвы и Вашингтона, которые в последнее время заметно стремятся установить прочные контакты с туркменским правительством.
Говоря о превосходстве транскаспийского газопровода над прикаспийским, США не называют реальную причину, кроющуюся в создании режима свободного доступа к каспийским энергоресурсам крупнейших американских компаний, при которых главная роль будет отводиться по известному принципу «кто платит, тот и заказывает» (по американским лекалам).
Недавно у Москвы был повод отпраздновать свой триумф в связи с согласием Туркменистана и Казахстана начать строительство прикаспийского газопровода. Но это вовсе не означает, что влияние России на Туркменистан оказалось сильнее, чем у Соединенных Штатов, и вектор внешнеполитического курса Ашхабада склонился в сторону Москвы.
Туркменистан не желает никому отдавать своих политических предпочтений, а руководствуется в экономическом и других партнерских сближениях лишь здравым прагматизмом.
На встрече с туркменскими журналистами Стивен Манн, развивая мысль о привлекательности транскаспийского энергетического маршрута, подчеркнул стабильность и прибыльность этого газопровода. Уклонившись от оценки маршрута прикаспийской газовой трубы, он признал все же, что «это очень сильная конкуренция» лоббируемой им с конца девяностых годов транскаспийской трубе. В то же время, по словам представителя госдепартамента США, президенты Каспийского региона (имеется в виду Туркменистан, Казахстан и Азербайджан. - «ДН») понимают, и они говорили на встречах с представителями правительства Соединенных Штатов, что развитие альтернативных трубопроводных маршрутов будет способствовать не только интенсивному развитию экономики, но и укреплению суверенитета этих стран. Стивен Манн выразил уверенность, что «западно-восточный энергетический коридор является наиболее успешным. Как иллюстрацию он привел благополучность действующего трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
По словам американского дипломата, США в течение нескольких лет обсуждают с правительством Казахстана о нефте - и газопроводах через Каспий. Правда, после туркменско-российско-казахского саммита в Туркменбаши Стивен Манн не встречался с руководством РК, однако уверен, что транскаспийский вариант является «самым прибыльным и коммерчески выгодным для экспорта среднеазиатского газа». «Существование прикаспийского газопровода не исключает возможности реализации транскаспийского газопровода, поскольку я верю утверждению президента Бердымухаммедова, что газа у Туркменистана много и ресурсов хватит для наполнения обеих труб». Тем не менее он счел нужным добавить, что это его личное мнение, которое не так уж важно. Свое участие или неучастие в проектах решают те, кто вкладывает деньги в проекты. Капитал очень труслив, пошутил он, имея в виду инвестиционный климат. Касаясь этой темы, г-н Манн выразил надежду, что Туркменистан создаст благоприятные условия для инвесторов и тогда американский и международный частный бизнес сможет участвовать в туркменских энергетических проектах. Конечно же, банки и крупные компании не будут инвестировать, если не изменятся условия в стране. Последние 7 лет крупные компании не интересовались Туркменистаном. «Я думаю, это потому, что зарубежным компаниям зачастую ставились невозможные условия. А после того, как крупная фирма РSG свернула свою деятельность в Туркменистане, это послужило плохой рекламой для страны», - сказал Манн. Сейчас ситуация должна измениться, свидетельство грядущих перемен - огромный интерес западных компаний к туркменским проектам. Так, по словам дипломата, за последние несколько недель Туркменистан посетили очень много представителей крупных энергетических компаний. На следующей неделе в Ашхабаде готовятся принять делегации еще нескольких американских компаний, каких именно, Манн не сказал. Прежде всего представители большого бизнеса прощупают возможность участия в инвестпроектах и обсудят полный спектр сотрудничества.
Отметив, что США поддерживают и другие трубопроводные проекты Туркменистана - трансафганский в Пакистан и Индию, а также газопровод в Китай, Стивен Манн высказался против прокладки газопроводов через Иран. По его словам, маршруты через территорию Ирана для частных американских компаний не могут быть привлекательны, поскольку это противоречит политике и законам США.
«2007 год является очень важным для Туркменистана годом, потому что у страны появились возможности развития в таких направлениях, планирование которых раньше было нереально. В первую очередь это развитие экономического потенциала и, конечно же, первые шаги для интеграции в мировую экономику. Чтобы достичь этих целей, США предлагает Туркменистану знания и помощь своих экспертов», - сказал г-н Манн. По мнению местных экспертов, участие США в туркменских проектах создаст новые геополитические реалии в регионе. Но до этого еще очень далеко. Как признал американский посланник, это очень долгий процесс.