Под тяжелым прессом малый и средний бизнес
8 июня 2007г. ?22 (750) , Деловая Неделя, Казахстан
Улболсын КОЖАНТАЕВА
Закипел, забурлил бюджетный казан в последние годы, да так, что чиновники и депутаты едва справляются, «раскидывая» деньги по статьям. Отследить, насколько полно и по назначению ли текут бюджетные реки по регионам, все труднее. «Ходят-бродят» где-то выпрошенные миллиарды, а в конце года возвращаются «на круги своя» в виде неиспользованных средств. Решило теперь государство казахстанское уменьшить налоги: КПН и НДС, а заодно отменить льготы, преференции. Чем меньше исключений, тем легче электронные папки в ведомственных компьютерах, тем шустрее заработают и фискальные операторы. Но так ли рады снижению налогов предприниматели и почему они считают, что некоторые можно и вовсе отменить? Об этом корреспондент «ДН» побеседовала с аудиторами одной их алматинских компаний.
Собственно о том, что сбор налогов и разных «податей» для казны уже не так важен, государство констатировало не раз, да и жизнь показывает что, не удается пока нашему правительству эффективно использовать нефтяные и железные доллары во благо качественного развития отечественной экономики. Об отмене налоговых льгот и преференций в Казахстане тоже поговаривали давно и настойчиво. Но, похоже, расставаться с ними тем, кто их заимел, не хочется. Пока одни «стонут» под прессом НДС и корпоративного подоходного налога, другие не спешат воспользоваться льготами и начать строить заводы, фабрики. Теперь Министерство финансов РК в лице министра Натальи Коржовой настроилось вроде как на решительный лад.
Однако руководитель, директор-аудитор ТОО «Алматыаудит», член Палаты аудиторов РК Валентина Решетина считает, что те льготы, которые касаются перерабатывающих предприятий должны остаться, так как для развития производства в Казахстане они просто необходимы. «Если хотят отменить, это не значит, что они не работают, просто правительству невыгодно, чтобы это производство развивалось», - считает она. Хотя, конечно, это кажется абсурдным, поскольку правительство само принимает программы развития и пытается стимулировать. Например, развитие нефтехимической отрасли в стране.
Между тем и зарубежные фирмы, которые приходят в Казахстан с обещаниями наладить выпуск высокотехнологичной продукции или, например, получив льготы, начинают со сборочных конвейеров, сворачивают производство через 5 лет, как только заканчивается льготный период. Заработали, как говорится, и закрыли цех. Или сменили деятельность, начав опять же со сборки, но уже другой техники или другой модификации. Так вот и приспосабливаются некоторые...
Что касается общего снижения налогов, то скорее эффективным было сделать это не скопом для всех, а для тех, кто больше всего «задавлен налогами». По мнению аудиторов, в Казахстане, например, предприятия легкой промышленности, мелкие производители товаров и услуг или даже взять такой небольшой бизнес, как аудиторская компания, находятся под прессом высокой налоговой нагрузки.
«Мы платим корпоративный подоходный налог, НДС, социальный налог и другие налоги, но куда это все идет, на что конкретно расходуется, мы не знаем», отметили собеседники. В других странах, например, бюджетные органы отчитываются перед налогоплательщиками об использовании средств.
Помимо самих налогов у многих граждан вызывает озабоченность то, что население было лишено многих социальных льгот, но куда идет теперь социальный налог, не ясно. Медицина стала платной, а если в бесплатное отделение попадешь, то «хоть умри с аппендиксом, никто не подойдет к больному, пока он не заплатит в карман персоналу». Образование тоже платное, но эти частные институты или хотя бы государство платили хотя бы скромные стипендии для пропитания обучающимся в вузах детям.
За детские школьные лагеря, детские садики, во-первых, приходится платить недешево, во-вторых, самих детских учреждений просто не хватает. Сельских и городских школ в регионах строится мало, да и в Алматы дети учатся в несколько смен. Одним словом даже по одному виду налога - социальному - предприятия платят огромные деньги государству, а что оно с ними делает, не ясно.
Таково мнение о социальной картине простых казахстанцев, которые не имеют возможности пользоваться дорогими клиниками или корпоративными учреждениями и солидными соцпакетами.
Что же касается отчетности, заметим, что бюджетный кодекс предусматривает распределение средств через администраторов бюджетных программ. На уровне республики отчитывается правительство по бюджету, а в регионах - местные акимы. Формально это все как бы делается чуть ли не до самого аульного акима, но на уровне рядового налогоплательщика конкретной информации нет. Простые сельчане тоже не могут понять, почему из года в год они сетуют на плохую воду, старую школу, отсутствие медпункта и автобуса, чтобы добраться до райбольницы, но никто так и не внемлет их нуждам.
Ну а в городах, если государство пойдет на снижение социального налога, то сможет ли предприятие увеличить соцпакет для сотрудников или направить средства на другие социальные программы: спорт, образование, медицинское обслуживание и т.д.? Пока, по мнению собеседников, об этом просто говорят. А словесно, как известно, ничего не делается. Если отменят социальный налог, значит, в законе должны оговорить, как налогоплательщику использовать эти средства, на какие социальные программы. С другой стороны, крупные корпорации высказывали мнение о том, что вместо выплаты социальных отчислений государству они предпочли бы получить возможность оказания благотворительной помощи различным учреждениям и организациям, если эти суммы освободить от налогов.
По мнению г-жи Решетиной, освобождение от социального налога не сможет напрямую повлиять на социальное положение работников, поскольку он выплачивается работодателем «из его кармана», а не из зарплаты сотрудников. Другое дело можно увеличить материальную помощь сотрудникам, которая раньше не облагалась налогами. «Раньше и подарки сотрудникам на праздники не облагались налогами, а теперь этого нет. Можно было бы оплачивать своим сотрудникам путевки или выдавать дополнительные отпускные пособия и т.д. А сейчас, даже если сделать подарок на одну тысячу тенге, его обязательно нужно провести через бухгалтерию и обложить всеми налогами», сетует руководитель малого предприятия.
Сегодня сделано все так, чтобы задавить налогами малый и средний бизнес, так, чтобы мы не могли вздохнуть, как говорится. «Государство, можно сказать, питается нами», - констатирует представитель малого бизнеса. Конечно, недропользователи-экспортеры тоже платят большие налоговые суммы в бюджет, но они все же используют природные богатства. Там все не так, как у малого и среднего бизнеса, который все создает своими руками и мозгами.
Однако, по признанию аудиторов, у большинства компаний недропользователей, имеющих лицензии на разработку месторождений, часть льгот остается декларативной, потому что экспортеры, облагаемые по нулевой ставке, на самом деле не могут получить уплаченный НДС из бюджета обратно. Причем это касается не только металлургических или нефтедобывающих компаний. По оценке аудиторов, «этим страдают» и некоторые строительные компании, которые возводят объекты за пределами Казахстана. Например, строят резервуары для хранения нефти, различные склады и т.д. Одним словом, получить возмещение НДС сложно, хотя, по данным аудиторской компании, некоторым предприятиям все же удается вернуть НДС. В целом же суммы «зависают» в бюджете в счет уплаты других видов налоговых платежей. Между тем, согласно данным таблицы налоговой нагрузки, ежегодно публикуемой ДН, уровень налогов выглядит невысоким: от 15 до 30% в среднем, хотя есть и компании, которым приходится платить до 40 -45% различных налогов. Однако, по мнению собеседников, такая ситуация в большей степени характерна для добывающего сектора и некоторых крупных компаний. Как правило, низкий уровень налогов объясняется тем, что государство освобождает эти компании на начальном этапе их деятельности от уплаты налогов или же предоставляет отсрочку по платежам на 3-5 лет, а то и более. С другой стороны, если такая компания ничем не занимается, кроме как экспортом добываемого сырья и получает к тому же возмещение по НДС, то низкий уровень налоговой нагрузки в целом понятен.
В этом аспекте наибольший груз приходится как раз таки на малый и средний бизнес. Это, по сути, казахстанские предприятия, которые обеспечивают кров, обогревают, кормят - поят, одевают и обслуживают свой народ и приезжих гостей. Как правило, тут речь идет о небольших заводиках, компаниях, станциях, которые предоставляют различные виды услуг и продукции, включая торговлю товарами, строительство дорог, мостов, магазинов, жилья и т.д. Но то все же коммерческие объекты. Быть может, государству следует выборочно предоставить льготы тем, кто строит объекты социального назначения: школы, больницы, детские садики-ясли?
Государству, по мнению представителей бизнеса, можно подумать и о сокращении аппарата. А то, что НДС сокращают из год в год на 1-2%, это, по мнению аудиторов, существенного влияния на малый и средний бизнес не оказывает, потому что растет арендная плата за офисные помещения, стоимость коммунальных услуг и другие издержки. Если недропользователей на первом этапе освобождают от налогов на геологоразведочные или горно-подготовительные работы, то почему же в малом и среднем бизнесе предпринимателя, едва открывшего бизнес, облагают, как говорится, по полной программе: КПН - 30%, НДС - 16% и так далее. Поэтому они вынуждены пребывать какое-то время сначала в тени, чтобы встать на ноги, а потом дожидаться очередной кампании по легализации.
На наш вопрос об отраслевой дифференциации по корпоративному подоходному налогу также было заявлено. Что даже такого инструмента стимулирования отраслей у государства нет. По мнению аудиторов, для развития малого и среднего бизнеса требуются кардинальные меры. Было бы эффективнее снизить КПН с 30% до 3%, а НДС и вовсе можно отменить, поскольку фактически такой ставкой облагается не добавленная стоимость, а вся стоимость продукции или услуг.
В некоем царстве-государстве, о котором далеко не всем в Казахстане известно и даже почему-то боятся о нем упомянуть, говорят, что там работникам неведомо, что такое подоходный налог. Там предприятие платит государству 25% в бюджет, столько же - на развитие производства, еще 25% на оплату труда сотрудников и 25% - хозяину производства. Все кажется просто. Пенсионные отчисления у них - 5% с зарплаты, производятся на личный пенсионный счет каждого работающего гражданина. При этом никто не имеет права ограничивать гражданина этой страны в снятии его же пенсионных сумм.
В Казахстане же множество видов налогов: помимо КПН, НДС есть еще налог с основных средств (аммортизационные отчисления), 20%-ный социальный налог с фонда заработной платы, налог на землю, различные акцизные налоги. Арендная плата за офис за несколько лет выросла в три раза. По мнению аудиторской компании, чувствительным для предприятия было существенное снижение корпоративного налога, а НДС и соцналог отменить. Если раньше государство справлялось самостоятельно с социальной сферой, когда нефти и металлов добывалось гораздо меньше, то почему оно сегодня не может справиться, считают они.
Государство больше уделяет внимания добывающему сектору, а не перерабатывающему, которому открывать производство дорого. В структуре затрат львиная доля затрат приходится на электроэнергию, сырье, оборудование, потому что все ввозится из-за рубежа. Быть может, стоить ослабить пресс на эти важные сферы бизнеса? Не из простого «вольнодумства», как случалось, руководитель одной их фирм в сердцах выкидывал в окно поданные бухгалтером платежные поручения на перечисление налогов...