Состояние дел в российско-туркменских экономических отношениях нельзя назвать даже удовлетворительным
Saturday, June 23 2007, Analitika.org
Валерий Емельянов
Проходящие сегодня в Туркменистане перемены и активное смещение акцентов в сотрудничестве постсоветских стран в сторону экономики невольно заставляют задуматься об уровне экономических связей между Москвой и Ашгабатом и их перспективе.
К примеру скажем, что Казахстан тоже входит в число основных внешнеторговых партнеров России. За последние 5 лет объем взаимной торговли увеличился в три раза, и в 2006 году он достиг 12,8 миллиарда долларов США. В том же 2006 году товарооборот между Россией и Туркменистаном составил всего лишь 307 миллионов долларов США. Печально отметить, что если по показателю товарооборота Казахстан стабильно занимает 14 место в российском товарообороте среди стран торговых партнеров России, то Туркменистан - примерно 70-72 место.
При всем этом мы, россияне, постоянно констатируем, что торгово-экономическое сотрудничество с Туркменистаном является одним из важных приоритетов энергетической стратегии России. Россия поставляет в Туркменистан машины, оборудования, транспортные средства, продукцию химической промышленности, а получает оттуда изделия из текстиля, продукцию топливно-энергетического комплекса. Хотя основной акцент в российско-туркменских связях делается на экспорт газа в Россию (большая часть которого потом реэкспортируется дальше на Запад), большую, и в чем-то не менее значительную, роль в торговле с этой страной играют российские регионы. Дело в том, что именно на региональном уровне идет основной поток экспорта высокотехнологичной продукции и изделий высокой степени перреработки, то, что в стратегической перспективе должно определять лицо России на международном рынке.
Сегодня, однако, действует всего пять нормативно-правовых актов о сотрудничестве между Туркменистаном и субъектами РФ. По этому показателю Туркменистан многократно отстает от других стран СНГ, в том числе и от центральноазиатских.
Серьезно сдерживают развитие связей с Туркменистаном такие факторы, как слабое знание возможностей и потребностей партнеров и урегулирования экономических споров, высокие российские транспортные тарифы. В Туркменистане до сих пор нет ни филиалов, представительств российских банков, отсутствует надежный механизм взаиморасчетов. Такое положение дел не отвечает интересам двух стран.
Однако в самое последнее время положение, очевидно, изменяется к лучшему. Такие регионы, как Свердловская, Астраханская и Саратовская области, разворачивают конкретное и практическое сотрудничество с Туркменистаном.
Так, недавно в Саратовской области побывал известный российский общественный деятель член Общественной палаты РФ Камилжан Каландаров. Уроженец Туркменистана, он не понаслышке знает проблемы российско-туркменских отношений, а также активно занимается практикой межнациональных отношений в России. В ходе его поездки было подписано соглашение о сотрудничестве между возглавляемым Каландаровым движением "Наша Россия" и всеми национально-культурными общинами саратовского региона, число которых несколько десятков. Одновременно он провел предварительные переговоры с руководством области о конкретных проектах развития экономических связей Саратовской области и Туркменистана.
Здесь нет никакого противоречия, и это не тот случай, когда сапоги шьет пирожник,- отвечает Камилжан Каландаров на вопрос о том, почему он совмещает две столь разные меры. - Я считаю, что представители гражданского общества могут и должны участвовать в практическом развитии внешнеэкономических связей, особенно в такой ситуации, в какой оказалась торговля между Россией и Туркменистаном. Это сегодня не чисто экономический вопрос, но и проблема, имеющая правовой, культурный, этнополитический и другие аспекты. В ходе моего визита удалось достичь договоренности о возобновлении сотрудничества с Туркменистаном одного из крупнейших предприятий Саратова ОАО «Нефтемаш-САПКОН». Оно только одно, но крупное, выпускающее самую широкую номенклатуру оборудования для ТЭКа, предприятий черной и цветной металлургии, коммунального хозяйства. Есть заинтересованность и со стороны многих других предприятии.
-По инициативе гражданского общества, мы намерены создать Российско-Туркменский Деловой Совет,- говорит Камилжан Каландаров, - в сферу его деятельности войдут, однако, не только чисто деловые вопросы. Деловой Совет будет призван также стать связующим звеном между деловыми людьми и некоммерческим сектором- наукой, культурой, образованием. Кстати, Нефтемаш-САПКОН станет одним из соучредителей новой структуры, наряду с Газпромом.
Скоро начнет работать совместная российско-туркменская Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и Туркменистаном. Председателем российской части назначен Сергей Евгеньевич Нарышкин, заместитель председателя правительства Российской Федерации. Это назначение существенно усилит работу данной комиссии, и сам уровень назначения вице-премьера председателем российской части данной комиссии позволит большинство вопросов решать на оперативном уровне, и это еще раз говорит о том, какое значение Россия придает отношениям с Туркменистаном.
Однако она, видимо, собирается не более двух раз в год. Планируемый же нами Совет будет вести экспертную и иную рутинную работу на постоянной основе как в сфере бизнеса, так и в других областях. Например, сегодня для Туркменистана крайне актуальна задача возрождения национальной системы образования и науки. Подчеркну еще раз, мы намерены создать регулярно работающую структуру, а не зонтичную организацию для проведения презентаций и фуршетов, - заключил Камилжан Каландаров.
"ИСАП"