"Антииранский фронт" за вычетом ООН и России
23 Июня 2007, Echo
СБ ООН вновь не сумел осудить Ахмади Неджада
Т.АНСАРИ
Совет Безопасности ООН так и не смог осудить президента Ирана Махмуда Ахмади Неджада за его антиизраильские высказывания, сделанные в начале июня и "шокировавшие" генсека ООН Пан Ги Муна: тогда президент Ирана в очередном антиизраильском выступлении 3 июня заверил, что мир станет свидетелем "разрушения сионистского режима". Постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин уже поделился с журналистами информацией: Россия была согласна с принятием данного документа, но его "заблокировали один или два члена Совета Безопасности". У Москвы же к внесенному в СБ ООН документу "претензий не было", уточнил В.Чуркин. Как поясняют осведомленные источники, СБ ООН намеревался принять заявление, осуждающее иранского лидера, однако процедура требовала, чтобы оно было поддержано единогласно. По кулуарной информации, против официального осуждения выступили Катар и Индонезия, являющиеся членами СБ. Но зато Иран, воодушевленный поддержкой, уже обратился к СБ ООН со встречным осуждением Израиля в антииранской риторике.
Как полагают многие наблюдатели, отношение мирового сообщества к Ирану провал осуждения риторики Ахмади Неджада изменит вряд ли, а вот на имидж СБ ООН уж точно повлияет не лучшим образом. Что особенно актуально сегодня, когда решается вопрос, будет ли иранский ядерный кризис урегулирован в рамках ООН или же для этого будут избраны другие инструменты и организации.
Нынешний председатель СБ ООН, постоянный представитель Бельгии Джоан Вербекке пытается изобразить хорошую мину при плохой игре и заверяет, что уже 73 государства присоединились к введенному Советом Безопасности ООН режиму санкций против Ирана в связи с его ядерными программами. "Общее число рапортов об исполнению резолюции 1737 (принята в декабре 2006 года) составило на сегодняшний момент 73. В последние три месяца мы получили 50 докладов от стран, которые присоединились к режиму санкций в соответствии с резолюцией 1747 (принята в марте 2007 года), 38 государств проинформировали о законодательном закреплении санкций", - говорится в сообщении Вербекке для Совбеза (документ этот появился в связи с закрытым заседанием СБ ООН по иранскому ядерному вопросу). Тем не менее даже самые отчаянные оптимисты признают, что санкции ООН, наложенные на Иран, вряд ли могут считаться реальным инструментом давления на него. в особенности на фоне готовности той же Москвы продолжать сотрудничество с Ираном. Во всяком случае на своей пресс-конференции в Тегеране глава МИД РФ Сергей Лавров прямо заявил, что компетентные ведомства России и Ирана в ближайшее время продолжат контакты с целью обеспечить выполнение контрактных обязательств по строительству АЭС в Бушире. "Речь идет не о выполнении обещаний России, речь идет о выполнении контрактных обязательств", - подчеркнул российский министр. "Контрактные обязательства - это обязательства обеих сторон", - добавил он. "Мы сегодня с главой МИД Ирана Манучехром Моттаки обсуждали этот вопрос, российская сторона подтвердила свое твердое намерение полностью выполнять контрактные обязательства в соответствии с имеющимися документами и в соответствии с гарантиями, которые предоставляет МАГАТЭ", - сказал Лавров.
То есть, по сути дела, подтвердил готовность России продолжать сотрудничество с Ираном в ядерной области. А тогда уже вряд ли стоит удивляться, что президент Исламской Республики Махмуд Ахмади Неджад на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым заявил, что выступает за расширение стратегических связей с Москвой. "Наши связи с Россией - не поверхностные - это стратегические взаимоотношения", - подчеркнул глава иранской исполнительной власти, высказывания которого приводит его пресс-служба. "Иран и Россия - два исторических союзника и должны широко сотрудничать, поскольку соперничество не принесет пользы ни одной из стран", - добавил он. Ахмади Неджад также выразил уверенность в том, что "иранская ядерная проблема будет урегулирована после некоторого количества взлетов и падений". "Мы действует в рамках норм Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), - заверил он. "Иран выступает за хорошие отношения с Россией без ограничений. Мы убеждены, что сильный Иран выгоден для РФ", - заключил он. А на фоне такой позиции России, убеждены многие, вряд ли стоит рассчитывать на успех, потому как скоординированного международного давления на Иран по-прежнему не заметно.