Резкое обезвоживание отношений
01.08.2007, 18-28, Деловая неделя
Проблема водоснабжения и водопользования в Узбекистане становится все более критической. По прогнозам специалистов Министерства сельского и водного хозяйства республика может недосчитаться этим летом примерно 30 процентов от прошлогоднего уровня поливной воды. Правительство страны предпринимает крайние меры для смягчения последствий ожидаемого маловодья.
Не секрет, что Узбекистан, имея самые крупные в регионе сельхозугодья, больше всех "забирает" воды.
Чтобы полностью удовлетворить потребности быстрорастущего населения, республике требуется ежегодно орошать до 4,3 млн. гектаров угодий, которые обеспечивают жизнь 16 млн человек. В нынешнем году сразу шесть областей оказались под угрозой глобального водного кризиса.
Узбекское правительство разработало кардинальные мероприятия по управлению водноэнергетическими ресурсами страны и даже изменение принципов водопользования.
В соответствии со специальным президентским постановлением экономия воды будет поставлена под строжайший государственный контроль. Все резервные ресурсы пойдут исключительно на полив, дабы сохранить посевы стратегической культуры - хлопчатника, дающего свыше 18% валютных доходов страны, и значительных посевов зерновых, особенно в центральной части республики - в Навоийской и Кашкадарьинской областях.
В этом году многие малоимущие узбекские семьи могут остаться и без традиционного национального блюда - узбекского плова. Фермерским хозяйствам восьми областей Узбекистана строжайше запрещен посев риса - культуры, требующей большого количества воды. Разрешение на посев риса будет выдавать правительственная комиссия. Эта специально созданная структура будет координировать все оперативные мероприятия по борьбе с засухой. Не стоит даже гадать: ради хлопка и ради питьевой воды власти могут запретить посев риса по всей стране. И тогда остается ждать импортных закупок, а значит, стоимость одного килограмма риса поднимется с нынешних 1,2 доллара до 2 и более. Это, конечно же, не по карману многим узбекским семьям.
Обветшалые ирригационные сети, созданные в середине прошлого века, непригодны для рационального распределения воды. Это увеличивает опасность вывода земель из сельхозоборота. Запланированы очистка магистральных и межхозяйственных ирригационных систем, ремонт всех гидротехнических сооружений, строительство объектов внешнего электроснабжения насосных станций и очистка всей оросительной сети. Эти меры требуют немалых денег. К финансированию будут привлечены средства компании "Узбекэнерго", Министерства сельского и водного хозяйства, а также фермерских хозяйств, более 30 проц. которых и так находятся на грани банкротства.
Еще более критической ситуация становится от того, что региональными водными ресурсами более чем на 80% владеют Киргизия и Таджикистан. Их водное богатство состоит из осадков, ежегодно выпадающих на Памире и Тянь-Шане, и ледников в высокогорье. С начала 1970-х годов наблюдается активное таяние этих ледников, что увеличивает сток рек в регионе, однако в дальнейшем это приведет к значительному снижению уровня воды в них. Киргизия и Таджикистан приступили к строительству крупных плотин для производства электроэнергии. Поскольку наибольшая потребность в электроэнергии ощущается зимой, воду накапливают загодя - ограничивая сток летом. И чем больше ограничения - тем меньше воды достается сельскому хозяйству Узбекистана.
Капчагайское водохранилище, которое начали строить киргизы, не столь болезненно отразится на стоках в Узбекистан. В декабре минувшего года в ходе трудных переговоров обе республики договорились о взаимовыгодном обмене. С мая по сентябрь 2007 года киргизские партнеры предоставят Узбекистану дополнительные объемы воды - 1,56 млрд кубометров - для ирригационных нужд. "Мы не можем оставить без воды 27-миллионную республику", - подчеркнул на пресс-конференции в Ташкенте первый вице-премьер Киргизии Данияр Усенов. В обмен Узбекистан поставит соседу природный газ.
Совсем другая ситуация с Таджикистаном. Уже в ближайшее время республика начнет строительство Зеравшанской ГЭС. На эти цели Китай выделяет Таджикистану льготный кредит в размере 269 млн долларов. Узбекистан уже направил ноту протеста в адрес Таджикистана. По мнению узбекских властей, строительство ГЭС повлечет за собой пагубные последствия для оросительной системы в четырех областях Узбекистана, и они требуют отказаться от этого проекта. Таджикские эксперты считают, что эти опасения узбекских властей безосновательны. Кроме того, по таджикской версии река Зеравшан не является трансграничной и полностью формируется на территории Таджикистана: "что хотим, то и строим".
Это лето покажет, какой будет последняя капля в отношениях между соседями.
Рустам Хабиев, "Новое русское слово" (Европа-СНГ).