Технократические иллюзии - казахские мантры
02 августа 2007, SNGnews.ru
12-страничный доклад «Управление Интернетом в регионе ОБСЕ», представленный в Вене, отметил Казахстан в теплой компании стран с цензурой в Интернете: Узбекистан, Беларусь, Китай, Иран.
На прошлой неделе в Вене - городе, с которым в последнее время связано так много новостей по Казахстану - прошла очередная сессия Постоянного совета ОБСЕ. И хотя официальные масс-медиа перестарались, объявив, что послы 56 стран собрались, чтобы послушать казахского министра Е. Ертысбаева, его речь все же была в центре внимания СМИ. И это неудивительно: ведь уже через четыре месяца в Мадриде будет поставлена точка в дипломатической афере «председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году».
Прямо накануне выступления г. Ертысбаева свое мнение по этому вопросу высказал влиятельный лондонский журнал "Economist", написав, в частности: «Если вы верите в принципы демократии, на которых основана ОБСЕ, ответ очевиден: недемократическая страна не должна возглавлять ведущую организацию по поддержке демократии. Вместо позорных компромиссов во имя безопасности, ОБСЕ следует сконцентрироваться на своем важнейшем и наиболее долгосрочном приоритете: продвижении свободы».
Министр культуры и информации и кандидат в депутаты Мажилиса от «Нур-Отана» (кстати, вопреки международной демократической практике, не ушедший в отпуск на время предвыборной кампании) прибыл на Постоянный совет для рассказа о прогрессе Казахстана в области обеспечения свободы слова и выражения. По крайней мере, этого ждали от него в ОБСЕ, где весной с похожей - но более масштабной - миссией побывал вновь назначенный министр иностранных дел Казахстана Тажин.
Так было заявлено и в Алматы перед самым отбытием в столицу Австрии - что доклад министра будет представлять собой отчет по исполнении принятых обязательств в сфере демократизации, защиты прав человека, обеспечения свободы слова, а также о тенденциях дальнейшей либерализации законодательства в сфере СМИ, среди которых назывались и шаги по демонополизации СМИ (впрочем, очевидно, путем их огосударствления), отмены регистрации онлайн-медиа и права на тайну журналистских источников.
Однако, на следующий день тема доклада звучала уже несколько иначе - «О развитии информационного пространства Казахстана», - а текст выступления до сих пор так и не появился ни в одном из открытых источников. Судя по сообщениям информационных агентств официоза «Хабар» и «Казинформ», г. Ертысбаев сменил тактику обещаний (и председательства в обмен на возможное исполнение этих обещаний в будущем) и вместо рассказа о демократизации обрисовал контуры «дивного нового мира».
Технократическая антиутопия от министра информации звучала так - Казахстан строит информационное общество с «электронным правительством», цифровым телевидением с расширенным спектром услуг и доступом в Интернет из любого населенного пункта. Как электронное правительство в его нынешнем морально устаревшем виде будет продвигать принципы свободы слова - неясно, но сам термин звучит исключительно гордо.
В какой мере цифровое ТВ усилит право на получение информации, если каналы будут подвержены госцензуре - тоже загадка, но футуристические картинки из Страны Бората, видимо, должны были шокировать впечатлительных европейцев. В заключение министр благополучно перешел к привычным «мантрам», которые казахстанский истеблишмент зачитывает на Западе - межэтническое и межрелигиозное согласие, неправительственные организации и даже (зачем-то) языковая политика.
Даже если допустить, что министр все-таки рассказал о планируемой «либерализации» законодательства о СМИ, официальные масс-медиа по каким-то причинам предпочли не сообщать об этом. Зато живо и непресно отреагировала международная общественность. Несмотря на то, что г. Ертысбаев был весьма воодушевлен реакцией Постоянного совета, Спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ и американская организация Freedom House оптимизм министра не разделили.
12-страничный доклад «Управление Интернетом в регионе ОБСЕ», представленный в Вене в один день с выступлением г. Ертысбаева, отметил Казахстан в теплой компании стран с цензурой в Интернете: Узбекистан, Беларусь, Китай, Иран. А Freedom House в своем отчете по странам СНГ пишет, что власти страны применяют законодательные методы контроля над СМИ, монополизируют масс-медиа, блокируют оппозиционные сайты, осуществляют давление на журналистов и цензуру.
По мнению экспертов, это стало возможным благодаря реставрации авторитарной модели государства. Такая оценка слабо вяжется с представлениями о том, каким же должен быть председатель ОБСЕ, а именно - воплощением исполнения всех обязательств и принципов Организации. Конечно, это понимают и в Вене. И в Астане. Поэтому фантасмагорические картинки цифрового будущего и актуальнее для правительства, чем реальные действия по либерализации законов о СМИ и обеспечения свободы прессы.
Adam Kesher
Источник: Блог neweurasia.net