«Позитивные и конструктивные» переговоры Ирана и МАГАТЭ
24 августа 2007г. ? 32 (760), Деловая Неделя, Казахстан
Майсур ХАБАРОВ
США в недоумении
В то время как США продолжают настаивать на ужесточении санкций против Исламской республики, Иран и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) во вторник согласовали план действий, призванный развеять подозрения Запада в отношении атомной программы Тегерана.
Двусторонние переговоры
Иран и МАГАТЭ во вторник достигли прогресса на финальном раунде переговоров по иранской ядерной программе. Как передает ВВС, об этом обе стороны заявили по окончании двухдневных переговоров в Тегеране. МАГАТЭ представлял заместитель гендиректора агентства Олли Хейнонен, Исламскую республику - заместитель секретаря Совета Безопасности Ирана Джавад Ваиди. На пресс-конференции в Тегеране Хейнонен сообщил, что стороны выработали базовый проект соглашения между Ираном и МАГАТЭ. «У нас есть рабочий план, мы, потратив немало времени, обговорили детали и решили, каким образом этот план выполнять, известны и сроки его выполнения», - заявил Хейнонен. Кроме того, он охарактеризовал прошедшие переговоры как «позитивные и носящие конструктивный характер». Заместитель гендиректора агентства отметил, что окончательное решение по передаче «ядерного досье» Ирана из Совета Безопасности ООН в введение МАГАТЭ будут принимать сами члены СБ ООН.
Напомним, по итогам финального раунда переговоров в Тегеране по ядерной программе Ирана, глава МАГАТЭ Мохаммад аль-Барадеи подготовит итоговый доклад. Рекомендации МАГАТЭ могут повлиять на позицию Запада, добивающегося введения новых санкций против Тегерана. Делегация МАГАТЭ прибыла в Иран, чтобы урегулировать остающиеся вопросы в решении проблемы так называемого «иранского ядерного досье». Они связаны с плутонием и обогащением урана. В МАГАТЭ считают, что минимум на трех секретных объектах Ирана все же осуществляются оружейные ядерные разработки. Сам Иран заявляет об исключительно мирном, «энергетическом» характере своей ядерной программы.
Ваиди не стал посвящать журналистов в детали достигнутого соглашения. Он лишь сказал, что «мы действительно договорились с МАГАТЭ относительно методов исполнения плана». Как ожидается, инспекторы агентства получат, среди прочего, облегченный доступ к ядерным объектам Ирана. В свою очередь высокопоставленный иранский чиновник, ответственный за переговоры по ядерной программе, Али Лариджани заявил, что если ООН допустит введение дополнительных санкций в отношении его страны, это приведет к прекращению всякого сотрудничества между Ираном и ООН. Как передает Associated Press, ссылаясь на иранское телевидение, Лариджани обвинил Соединенные Штаты в том, что они стараются ухудшить отношения между Исламской республикой и МАГАТЭ. Впрочем, помимо Америки Франция также негативно относится к «ядерной инициативе» Тегерана. Так, 17 августа Париж заявил, что намерен собрать Совет Безопасности ООН с тем, чтобы ввести новые санкции против Ирана. Новые меры, если они будут приняты, будут направлены против руководителей Исламской республики за то, что они пренебрегают решениями международного сообщества по вопросу ядерной программы.
США в свою очередь продолжат настаивать на ужесточении санкций против Ирана в ответ на продолжение работ по развитию ядерной энергетики Исламской республики. Об этом заявил в среду в Вене постоянный представитель США при международных организациях Грегори Шулте. По словам дипломата, план взаимодействия Ирана с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) при ООН «подвержен явным ограничениям, включая настойчивый отказ Ирана от выполнения требований дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ». Шулте имел в виду соглашение о сроках передачи информации о подозрительных действиях в области обогащения урана, которое Иран достиг с МАГАТЭ. Не устраивает американского представителя и условие, поставленное, по его словам, иранским руководством для продолжения сотрудничества: «отказ Совета Безопасности ООН от дальнейших действий». Поэтому, заверил Шулте, Совбез ООН продолжит продвигаться к принятию третьей, еще более жесткой, чем две предыдущие, резолюции о санкциях в отношении Тегерана. Высокопоставленный представитель США считает, что Иран, не останавливая обогащения ядерного топлива и не выполняя всех требований, предъявленных к нему международным сообществом, пытается с помощью полумер и обещаний внести раскол в Совет Безопасности ООН, не допустив применения дальнейших наказаний.
Шулте напомнил, что как Совбез ООН, так и совет директоров МАГАТЭ занимают единую позицию: «Иран должен прекратить все работы, связанные с обогащением и переработкой ядерных материалов, а также с тяжелой водой. Эти процессы необходимы для создания атомной бомбы, тогда как в мирной ядерной деятельности вполне можно обойтись и без них». Представитель Госдепартамента Гонзало Галлегос в свою очередь заявил, что США убеждены: члены Совета Безопасности ООН должны применить дополнительные санкции к Ирану как можно быстрее.
В Вашингтоне говорят, что заявления Тегерана о готовности сотрудничать еще не означают настоящего сотрудничества. В то же время подробности соглашения, которое заключил Иран с МАГАТЭ, официально не разглашаются. Пока что права инспекторов на осмотр подозрительных ядерных объектов в Иране ограничены - туда нельзя прибывать, не предупредив об этом власти за достаточно долгий срок.
Тем временем президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, пребывая в Баку, обвинил «некоторые силы» в действиях, противоречащих принципам МАГАТЭ и в том, что они «прибегают к любым способам - экономическому, психологическому и военному давлению». Однако, по словам Ахмадинежада, эти силы «ничего не добились».
«Иран законно создал ядерные технологии. Эти силы должны понять, что они находятся на ошибочном пути и попирают права иранского народа. Целью развития Ираном ядерных технологий является улучшение благосостояния и уровня жизни народа. В действиях Ирана нет ничего противоречащего международным принципам. Мы считаем, что все народы должны развивать ядерные технологии в мирных целях в рамках МАГАТЭ. Было бы хорошо, если бы мешающие нам силы прислушались к нашим словам и стали бы уважать права других народов. Те, кто не сделают этого, окажутся в проигрыше и ничего не добьются. Но мы уверены, что они осознают свои ошибки», - заключил иранский руководитель.
Шокирующие факты об Иране
Между тем военная промышленность Ирана начинает производство так называемых «умных бомб», заявило министерство обороны Исламской республики. Как сообщает агентство Fars, бомбы весом более 900 кг будут оснащены электронными системами наведения. Особо отмечается, что «умные бомбы» производятся небольшим числом стран, так как эта военная технология относится к числу наиболее сложных. «Иран стал последним в цепи государств, выпускающих умные бомбы», - заявляет агентство. Тем временем иранские бомбы под названием Gazed прошли успешные испытания. Самолеты F-4 и F-5, состоящие на вооружении Исламской республики, способны нести Gazed. Производственные линии должны быть запущены в течение нескольких дней.
Также сообщалось, что Иран разработал систему дистанционного запуска ракет Shihab-3. По информации западных источников, дистанционные пусковые установки разработаны Тегераном в сотрудничестве с Северной Кореей по китайской технологии. На днях командующий Корпусами стражей исламской революции (КСИР) Яхья Рахим Сафави заявил, что имеет на вооружении системы, способные контролировать траекторию движения ракет после их запуска. Следует отметить, что в течение минувшего года иранские военные сообщили о большом количестве новых вооружений собственного производства, в число которых входили ракеты различных классов, а также бомбардировщики и истребители.
В Тегеране утверждают, что Иран не только полностью независим от зарубежных поставщиков оружия, но и поставляет вооружения собственного производства почти в 60 стран мира на сумму свыше $100 миллионов в год. Надо отметить, что в прошлом году в Тегеране утверждали, что иранское оружие покупают в 57 странах мира. В 2005-м сообщалось о 42 странах, покупающих оружие у Ирана. Среди главных импортеров иранских вооружений - Сирия, Ливан, Алжир, Азербайджан, Ливия, Нигерия, Сенегал и Туркменистан.
Тем временем в западную прессу попадают неподтвержденные данные о том, что власти Тегерана разместили значительные силы Национальной революционной гвардии вблизи границы с Ираком под предлогом проведения специальных операций против боевиков сепаратистской Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК), а также для того, чтобы помешать созданию в Ираке независимого Курдистана, подконтрольного США. В действительности иранские власти, по сообщению российских СМИ, фактически начали открытую войну против ПСЖК, присвоив ей статус террористической организации. Активное же противодействие иранцам означает войну, к которой Пентагон еще не успел подготовиться. Таким образом, если эта информация подтвердится, то Тегеран в очередной раз задаст Соединенным Штатам задачу, положительное решение которой, скорее всего, отсутствует.