CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Словами дела не заменишь

29 августа 2007

Словами дела не заменишь

29 августа 2007 10:43, iamik.ru

Фируз Хайруллоев

Думается, не мне одному, бывая у друзей и знакомых в других государствах СНГ, не раз приходилось краснеть и разводить руками в ответ на вопрос: почему в Таджикистане не перекроют пути-дорожки, по которым поток наркотиков из Афганистана практически беспрепятственно попадает в Казахстан, Россию, Украину и далее - в Европу? И, поверьте, бывает неловко и обидно, когда мне прямо говорят, что, мол, таджики, доставляя большую часть наркотиков в Россию, зарабатывают на смерти россиян, особенно молодых людей, большие деньги. Но, как говорится, «правда глаза режет». А реальность такова, что многие наши граждане задерживаются правоохранительными органами разных стран именно за распространение наркотиков. Причем задерживают в основном простых граждан, которые, решив от безысходности хоть немного подзаработать на жизнь, соглашаются буквально за гроши (если сравнить их доходы с доходами наркобаронов) рискнуть своей свободой (если их осудят и посадят в тюрьму), а то и жизнью, ведь многие попадают в разные криминальные «разборки». Вот в июне наш президент Э.Рахмон провел совещание с руководителями ГТК, ГКНБ, МВД и АКН Таджикистана, на котором обсуждались вопросы борьбы с наркотрафиком. Как стало известно, президент отметил обеспокоенность в странах СНГ контрабандой наркотиков из Таджикистана и потребовал активизировать работу по пресечению наркотрафика.

Как и положено, дальше все пошло по «цепочке». Например, министр внутренних дел Таджикистана Салихов поехал в Согдийскую область, где собрал все милицейское начальство от областного управления до городских и районных отделов внутренних дел. Выступая перед подчиненными, министр заявил, что президент не удовлетворен работой органов внутренних дел по борьбе с наркотрафиком и в свою очередь, потребовал активизировать работу в данном направлении.

Соответственно начальники городских и районных отделов, вернувшись на места, собрали своих подчиненных, которым объявили о недовольстве президента и министра тем, как служители правопорядка борются с наркокурьерами и наркоторговцами. По всей видимости, уже составлены планы мероприятий, назначены сроки их обязательного выполнения, определены ответственные и т.д. и т.п. Но:

Вся эта борьба, как говорят в народе, «по хвостам», то есть борются с последствиями, а не с самим злом, каким является наркотрафик. На чем основывается мое мнение?

Первое. Руководство Таджикистана должно позаботиться о том, чтобы прочно «закрыть» свою границу с Афганистаном. Конечно, хорошо, что периодически проводятся показательные акции по уничтожению наркотиков, изъятых у наркокурьеров на границе, но это - лишь малая толика того, что удается изъять, а основная часть наркотиков все же «просачивается» через границу между Таджикистаном и Афганистаном, которая местами, создается впечатление, практически никем не охраняется. А средства на укрепление границы можно было бы попросить у мирового сообщества и государств, заинтересованных в закрытии таджикского «канала» распространения наркотиков из Афганистана. Но, судя по реальному положению дел, международная помощь в этом направлении уходит на что-то другое или используется крайне неэффективно. А кому здесь наводить порядок, как не руководству Таджикистана? Если каждый чиновник или руководитель, у кого имеется возможность предотвратить или пресечь данную контрабандную деятельность наркокурьеров будет всерьез заниматься этой проблемой, то эта «озоновая дыра» на таджико-афганской границе постепенно закроется. Но дело то в том, что большинство из тех, кто обязан бороться с этим злом, как раз на этом и делает львиную долю своих доходов. А эффективно бороться с самим собой как-то не получается.

Второе. Учитывая маршруты наркотрафика и высказываемую заинтересованность многих государств СНГ, например, России, Казахстана, Узбекистана, по ликвидации этих маршрутов, руководство Таджикистана могло бы более тесно сотрудничать с этими странами в борьбе с наркоторговцами и наркокурьерами.

Но, судя по положению дел, в Таджикистане есть силы, которые не заинтересованы в налаживании совместной с соседними государствами борьбы по перекрытию каналов переброски наркотиков из Таджикистана в страны СНГ и Европу.

Известны ли нашему руководству и, как говорится, компетентных органов имена наркобаронов? Вопрос из разряда риторических. Если не известны, то грош цена работе таких органов. Но, в действительности, о том, кто заправляет наркобизнесом в стране хорошо известно. Однако в отношении них ведется странная политика. К примеру, в Исфаринском районе каждый от мала до велика знал, что «бизнесмен» Низомхон Джураев из Чорку, контролировал канал поставки наркотиков в соседние Кыргызстан и Узбекистан. Но до поры до времени он спокойно проворачивал свои неприглядные дела. Но «вдруг» правоохранительные органы предъявили ему обвинения, и выяснилось, что в течение многих лет Н.Джураев считался крупным наркодельцом в Согдийской области. Но значит ли это, что крупный канал поставок наркотиков с соседние страны перекрыт? Многие высказывают сомнения по этому поводу, считая, что, скорее всего Н.Джураев чем-то не устроил своих «хозяев», и скоро на его месте в иерархии наркобаронов появится новый человек. А поток наркотиков каким был таким и останется.

Власти же продолжают мириться с ситуацией, и не «беспокоят» наркодельцов, которых хорошо знают не только сотрудники так называемых компетентных органов, но и простые граждане.

Третье. Эффективная борьба с распространением наркотиков предполагает наличие честных и самоотверженных сотрудников правоохранительных органов. Но сегодня многие эксперты говорят о коррупции в системе МВД Таджикистана и других структурах, которые призваны бороться с этим злом. Об этом говорят и факты.

Например, в июле в Фатехабаде Матчинского района был задержан некто Фуркат Канонов, в доме которого были обнаружены три автомата, два пистолета и около 50 килограммов марихуаны. Однако, как ни странно, сегодня Канонов находится на свободе. По некоторым данным, он «откупился» за 30 тысяч долларов. А где гарантии, что подобные «дела» не проворачиваются и в других подобных случаях? Таким образом, безнаказанность за контрабанду наркотиков, его хранение, перевозку порождает уверенность в том, что наркобаронам и наркокурьерам особо бояться и нечего, т.е. всегда можно «договориться» с людьми в погонах, а у простых людей укрепляется мнение в том, что наркомафия непобедима и бороться с нею бесполезно, если этим не занимаются те, кому это положено, и кто за это получают зарплату. Так что призывы бороться с наркотрафиком, как говорится, всем миром, так и остаются лозунгами и словами на бумаге.

Это - лишь часть доводов в пользу того, что в Таджикистане борьба с наркотрафиком ведется больше на словах, чем на деле и вряд ли она даст должный эффект. Сколько бы совещаний не проводилось, и какое бы недовольство не высказывал президент. На Востоке говорят, сколько ни говори «халва» во рту слаще не станет. Следовательно, сколько ни говори «пресечем наркотрафик», сам по себе он не исчезнет. Здесь нужны дела и, возможно, политическая воля.

Но главная опасность для Таджикистана заключается не только в этом, но и в том, что простые люди, зарабатывающие на жизнь переправкой наркотиков, привыкают к рисковым, но «легким» преступным деньгам, и считают их таким же «доходом», как и деньги, которые зарабатываются честным трудом. Они не стесняются таких денег, заработанных на чьем-то горе, болезни и даже смерти. А это - большой грех. И чем больше людей живет в грехе, тем безрадостнее перспектива у страны. Тем более что руководство нашей страны предпринимает недостаточно усилий к тому, чтобы решительно переломить ситуацию. И мне, любящему свой народ и желающему видеть цветущий, экономически сильный, демократичный Таджикистан, от этого еще больнее.

iamik.ru

Предыдущая статьяНью-йоркский гамбит Рахата Алиева
Следующая статьяБитва за Центральную Азию: кто окажется победителем?