CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Владимир Владимирович Тасмагамбетов

5 ноября 2007

Владимир Владимирович Тасмагамбетов

05 ноября 2007, ia-centr.ru

Алексей Власов

На сайте dialog.kz обнаружил любопытный отзыв на мою статью "Россия и Казахстан: проблемы нового этапа модернизации". Господин "Ролер" изрекает: "Схожесть процессов в России и Казахстане не может не бить в глаза. Но г-н Власов не договаривает, впрочем, как и все политологическое сообщество и примкнувший к ним Белковский. Речь не может идти об идентичности реформирования, скорее наоборот. А именно, речь должна идти о степени сохранения и сохранности предыдущего курса КПСС, каким бы не жизнеспособным он не казался. В России он основывался на русской соборности, на славянской "громаде". В наших степях - на степной демократии, с общепримиряющим трайбализмом. (чингизиды - правят, султаны - управляют, остальным - молчать в кошму!) Но и в условиях русской "громады", и в условиях степной демократии, власть удерживалась только путем жесточайшей диктатуры. Следовательно, демократия становилась своей противоположностью. И приход коммунистов был обусловлен и на московитских равнинах и в наших степных палестинах. Так вот, все дело в том, что исход коммунистов еще не состоялся, и вряд ли возможен в обозримом будущем. И этого никак не могут понять на скамейках запасных. Кто не был комсюком - на госслужбе делать нечего. Абрамович и Тасмагамбетов тому порука".

Так вот, к вопросу об Имангали Тасмагамбетове. Полтора года назад, вместе с группой российских журналистов и политологов, мне довелось провести несколько часов в обществе алматинского акима. Сильное впечатление. Никакой чванливости, никакой отстраненности, предельная демократичность и доброжелательность - такое мнение о Тамсмагамбетове могла вынести вся российская делегация. Информированные люди потом объяснили, какую роль придает аким формированию собственного имиджа через СМИ. Но - впечатлило.

И хорошо запомнилась реакция «президентского продукта» на вопрос: "Вы были на всех уровнях и направлениях госслужбы, есть ли желание двигаться дальше?" Тасмагамбетов ответил что-то не очень внятное, но общий смысл был ясен - плох тот солдат, который не хочет стать...

Было также видно, что Имангали Тамсагамбетов всячески поддерживал имидж self made man от казахстанской политики, подчеркивая, что кроме 01 лица никому и ничем лично он не обязан. И с тех пор, несмотря на многочисленные слухи о "непокорном" и "своевольном", никаких прямых подтверждений собственной фронды по отношению к Первому лицу аким не давал. И даже аудиофайлы от Алиева чудесным образом раскрыли подноготную совсем других фигурантов.

Насколько вероятен в нынешней ситуации разрыв «президентского продукта» со своим высоким покровителем? Только в том случае, если Тасмагамбетову не оставляют иного пути для продолжения политической карьеры и только, если алматинский Аким тщательно взвесил все возможные последствия этого шага и решил рискнуть. Да только нужно ли рисковать, если, вполне вероятно, что и сами позовут.

А в политической интуиции Тасмагамбетова можно было убедиться неоднократно. Надо обладать недюжинными талантами, чтобы возглавить процесс собственного политического заклания в момент предъявления "списка незаконных застройщиков". Причем самым простым и доступным способом, сделав список нарушителей гласным. И - все. Свалить Тасмагамбетова можно было только быстрой аппаратной интригой. Для противников акима любая публичность предъявленных обвинений была равносильна самоубийству. В итоге - Храпунов уходит, а Тасмагамбетов - на усмотрение Президента.

Пока ситуация меняется именно в том направлении, которое выгодно Имангали Тасмагамбетову. Прежде всего, все прочие претенденты на президентство саморазоблачаются, стремительно теряя шансы на успех. Непопулярные действия власти в отношение независимых СМИ, непонятная ситуация с ценами, скандал вокруг Рахата Алиева, со временем эти факторы могут расширить пространство недовольства и подготовить почву для мирного прихода на политический Олимп подобия "казахстанского Путина" (навести порядок, прекратить бардак, возродим истинный патриотизм), коим Имангали Тасмагамбетов конечно же не является, но кто же откажется от подобной роли?

Как говаривал Владимир Ильич Ленин: Тысячу раз верно. Это - о реплике "Ролера"..То, что казахстанские журналисты и политологи пытаются загнать в сложные конструкции, изложено в одном абзаце. Никакой смены элит, если понимать под этим процессом качественные изменения в первом звене управленческого аппарата, не произойдет. Будет ли этим человеком Кушербаев, Тасмагамбетов, Джаксыбеков или кто-то еще (из не самого длинного списка). Вероятнее всего, что на смену старосоветской аппаратной элите приходит ее комсомольское крыло, которое съест всех "болашаковцев" и семейных "не комсомольцев" и не подавится.

Продукт Президента - идеальный кандидат на великое будущее именно потому, что вышел из великого (ужасного) прошлого и обладает главным качеством, необходимым политику на постсоветском пространстве, добираться на вершину любым доступным способом, выгрызая конкурентов зубами, но, не нарушая при этом правил игры, установленных первым лицом. Скорее, напротив, понимая эти правила гораздо лучше других. И также, как комсомол был продолжением партии, так и Тасмагамбетов с политиками старшего поколения вышел из одной системы. Когда «оппозиционеры» пишут о «победе Тасмагамбетова над Нурсултаном Назарбаевым» они выдают сильно желаемое над действительным. Никакой борьбы и противостояния не существует в природе. Если говорить о борьбе стратегий, идеологий реформ, концепций развития.

Могут меняться имена тех, кто находится на вершине политического Олимпа, но система остается неизменной. Моноцентричной, заточенной под мнение одного, главного Лица. Таким механизмом могут управлять только "понимающие" люди. Как в Казахстане, так и в России. Другой элиты у нас действительно нет.

ia-centr.ru

Предыдущая статьяКазахстан: Главные проблемы российской диаспоры - сужение среды обитания и неясность перспектив для детей
Следующая статьяПроблемы борьбы народов Туркестана против советской власти в южнокорейской историографии