СНГ: в чем смысл интеграции?
03.11.2007, Фонд стратегической культуры
Александр ШУСТОВ
Итоги международных саммитов, прошедших в первой половине октября в Новосибирске, Душанбе и Тегеране, внесли новые акценты в политику России на южном фланге СНГ. Основной вывод, который можно сделать при внимательном прочтении подписанных в ходе этих переговоров документов и сделанных их участниками заявлений, - усиление военно-политической составляющей в отношениях России с расположенными на ее южных рубежах государствами. Этот акцент в определенной мере отодвигает на второй план торгово-экономические связи в СНГ, приоритетность которых не раз подчеркивалась главами государств. Все это побуждает снова возвращаться к смыслу и реальным перспективам интеграции России и государств Центральной Азии, разговоры о которой с разной интенсивностью идут на протяжении полутора десятилетий.
Тема развития экономических отношений, неоднократно поднимавшаяся во время последних переговоров, порой звучала в негативном аспекте. Так, во время российско-казахстанского саммита в Новосибирске 4 октября 2007 года Н. Назарбаев заявил, что до сих пор не подписано межправительственное соглашение о работе 10 пунктов пропуска, построенных на российско-казахстанской границе, плохо развиваются центры приграничной торговли, а РАО ЕЭС отложило на 2012-2015 гг. реализацию проекта по расширению мощностей Экибастузской ГРЭС-2, что в условиях дефицита электроэнергии совершенно не устраивает Казахстан1. С российской стороны критических замечаний было значительно меньше. По мнению В. Путина, экономические отношения между Россией и Казахстаном развиваются вполне благополучно: за семь месяцев этого года товарооборот между двумя странами вырос на 40%, а по итогам года должен превысить 16 млрд. дол.2.
Состоявшиеся после встречи в Новосибирске переговоры в Душанбе глав государств СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС в полной мере отразили значение, придаваемое Москвой России вопросам безопасности. В принятой по итогам саммита Концепции дальнейшего развития СНГ приоритетом было объявлено экономическое сотрудничество (введение полномасштабного режима свободной торговли, развитие связей между предприятиями, сотрудничество в области транспорта, энергетики и т.п.). В то же время пункт 1.2 документа гласит: «Содружество Независимых Государств играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия двенадцати суверенных государств в различных сферах»3.
Еще более значимыми для военно-политического сотрудничества оказались решения, принятые на саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в состав которой входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В соответствии с принятыми документами, ОДКБ может создавать миротворческие силы, которые возьмут на себя обеспечение внешней и внутренней безопасности входящих в нее государств, причем решение об их применении организация будет принимать самостоятельно, без санкции ООН. В качестве цементирующего ОДКБ средства Россия окончательно утвердила документы, разрешающие членам организации закупать российское оружие и спецтехнику по внутренним ценам. Кроме того, за день до саммита ОДКБ В. Рушайло на посту исполнительного секретаря СНГ сменил бывший глава Службы внешней разведки РФ С. Лебедев, с именем которого связывают надежды на усиление влияния России в СНГ4.
Сквозной нитью тема безопасности проходила и через решения состоявшегося 16 октября в Тегеране Прикаспийского саммита, в котором участвовали президенты России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана. Одним из главных достижений саммита стало совместное заявление лидеров прикаспийских государств об исключительно мирном характере использования Каспия, отказе от агрессивных действий и непредоставлении территорий третьим странам для вооруженных действий против прикаспийских государств5. Тот факт, что Россия и Иран выступают против военного присутствия на Каспии других государств, не являющихся прикаспийскими, был специально подчеркнут в совместном заявлении президентов двух стран, принятом по итогам двусторонних переговоров6.
Наиболее важные и потенциально выгодные экономические проекты важны для России, прежде всего, как инструмент укрепления своего геополитического влияния на постсоветском пространстве, заметно пошатнувшегося после «цветных» революций. Большая часть интеграционных инициатив России связана с топливно-энергетическим комплексом, который на сегодняшний день является одной из наиболее развитых и геополитически значимых отраслей российской экономики. Применительно к СНГ это идея объединения производителей и транзитеров газа, получившая название «газовой ОПЕК». В 2002 г. президент РФ В. Путин на встрече с тогдашним президентом Туркменистана С. Ниязовым предложил создать такую организацию в составе Белоруссии, России, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Сейчас эта идея находится в стадии обсуждения и изучения.
В 2006-2007 гг. обострение геополитической борьбы за постсоветское пространство между Россией и Западаомвновь поставило газовый вопрос на повестку дня. В апреле 2007 г. на саммите в Катаре Россия выступила инициатором создания координационной группы стран-экспортеров газа, которая должна заняться вопросами ценообразования. В мае 2007 г. в ходе среднеазиатского турне В. Путин подписал с президентами Казахстана и Туркмении декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, который стал альтернативой лоббируемому США и Евросоюзом проекту прокладки в обход России Транскаспийского газопровода7. Аналитиками НАТО идея создания «газовой ОПЕК», в которой помимо России и государств Центральной Азии могут принять участие Алжир, Ливия и Иран, была воспринята как серьезная угроза энергетической безопасности Запада8.
Оборотной стороной доминирования ТЭК, и, в частности, экспорта нефтегазовых ресурсов, является высокая ориентированность российской экономики на Европу. В 2006 г. на долю 25 стран Евросоюза пришлось 52,7% внешнеторгового оборота России, государств АТЭС - 17,1%, а стран СНГ - лишь 14,7%, в том числе ЕврАзЭс - 7,7%. Еще более показательно сопоставление на страновом уровне. Если на долю крупнейшего партнера РФ, Германии, в 2006 г. приходилось 9,8% оборота внешней торговли, то Казахстана - 2,9%, Узбекистана - 0,5%, Киргизии - 0,2%, а Таджикистана и Туркмении - по 0,1%. На сегодняшний день внешнеторговый оборот России с пятью государствами Центральной Азии вместе взятыми почти в два раза меньше, чем с Китаем (6,5%), и сопоставим с Турцией (3,5%). По сравнению с большинством республик Средней Азии заметно большую долю во внешнеторговом обороте РФ занимают такие государства Востока, как Индия (0,9%), Иран (0,5%), Израиль (0,4%) и Египет (0,3%)9.
Потенциально изменить сложившуюся ситуацию способен Таможенный союз, договоренность о создании которого была достигнута между Россией, Казахстаном и Белоруссией на саммите в Душанбе. Главным содержанием Таможенного союза предполагается сделать зону свободной торговли. Все необходимые документы должны быть согласованы к 2010 г., после чего союз начнет реально работать10. Основной проблемой, с которой предстоит столкнуться странам-участникам этого объединения, является формирование наднациональных регулирующих органов, на создание которых до сих пор не соглашалось большинство государств СНГ. В перспективе Россия хотела бы распространить действие Таможенного союза на все государства ЕврАзЭс (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан); как заявил В. Путин, это объединение могло бы стать подобием Евросоюза11.
Происходящее обострение геополитического соперничества за влияние на страны Центральной Азии заставляет вспомнить «Большую игру», столкнувшую во второй половине XIX-го - начале XX веков Российскую и Британскую империи. В отличие от периода более чем вековой давности главным объектом соперничества в «Большой игре» наших дней выступают не территории, а крупномасштабные проекты транспортировки нефти и газа. Исход этой борьбы, которой российское руководство уделяет пристальное вниманием, во многом предопределит внешнеполитическую ориентацию новых государств Центральной Азии.
С точки зрения перспектив интеграции постсоветского пространства есть два основных сценария: создание сравнительно интегрированного межгосударственного объединения во главе с Россией, сочетающего военно-политическую и экономическую составляющую (у такого межгосударственного объединения может быть свое «конфедеративное ядро»), или дальнейшая дезинтеграция СНГ по мере увеличения притяжения других региональных и мировых центров силы. Не исключен, впрочем, и промежуточный вариант: частично интеграция постсоветского пространства с Россией, частично переориентация на иные державы или (что менее вероятно) сохранение нейтралитета. ______ 1 Попов А. Миссия "Путин-Назарбаев". // Эксперт Сибирь. ?38 (180). 2007. 15 окт.
2 Выдержки из записи заседания в рамках IV Форума приграничных регионов России и Казахстана. 2007. 4 окт. // Президент России / 6type63377type63378_147117.shtml
3 Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. Одобрена Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 года // Исполнительный комитет СНГ/
4 Коммерсант. 2007. 8 окт.
5 КазИнформ. 2007. 17 окт.
6 Совместное заявление президентов России и Ирана. Полный текст // РИА «Новости». 2007. 16 окт. /
7 Томберг И. Картельный подтекст среднеазиатского саммита // РИА «Новости». 2007. 16 мая /
8 Известия. 2006. 15 нояб.
9 Экспорт и импорт России в 2006 г. (январь-декабрь). Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам (млн. дол. США) // Российский центр внешней торговли /
10 ЕврАзЭС обрело новое руководство и правовую базу для Таможенного Союза // РИА «Новости». 2007. 6 окт. /
11 Стенограмма Прямой линии с Президентом России В. Путиным. 2007. 18 окт. // Прямая линия с президентом России Владимиром Путиным / Путин сомневается, что СНГ со временем сможет состояться как Евросоюз // РИА «Новости». 2007. 18 окт. /