CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Многовекторность по-туркменски

24 ноября 2007

Многовекторность по-туркменски

23 ноября 2007г. ? 45 (773), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Ашхабад будет и дальше пытаться сидеть на «двух стульях» в отношении экспорта своего природного газа на мировые рынки

Американская и западноевропейская печать на все лады обсуждала недавнее заявление президента Туркменистана Бердымухамедова о якобы согласии его страны поставлять для нужд государств-членов Евросоюза туркменский газ в обход территории России. Подобная позиция Ашхабада была зафиксирована в специальном меморандуме, который подписали туркменский президент и комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс.

Перед этим в Ашхабаде прошла крупная международная нефтегазовая конференция под названием «Нефть и газ Туркменистана-2007», которая собрала представителей 150 крупных энергетических компаний из 21 страны. При этом господин Пиебалгс встречаться, и уж тем более вести серьезные переговоры с туркменским президентом якобы первоначально не планировал. Однако всем было ясно, что именно «лоббирование» маршрута, который прошел бы вне российской территории для газовых поставок из Туркменистана, нынче волнует не только руководство Евросоюза, но и Соединенных Штатов.

Я вам пообещаю то, чего вы сами захотите

С момента прихода к власти туркменского президента Бердымухамедова и в Вашингтоне, и в Брюсселе (да и, наверное, в Москве, и Пекине тоже) все время стремятся «просчитать», что же будет делать этот человек в международных отношениях, кому станет в большей степени благоволить, на кого опираться в своих «газовых» и «трубопроводных» расчетах.

Судя по всему, все эти головоломки, которые задает туркменский президент своим наблюдателям, пока до конца остаются так и неразгаданными. Только России покажется, что Ашхабад играет в «игру Москвы», - как господин Бердымухамедов тут же принимает у себя делегацию высокопоставленных военных из Соединенных Штатов. Только американцы после такого приема решат, что «все у них с Туркменистаном схвачено», как глядишь - президент республики вновь делает какие-то реверансы в сторону Москвы.

То же руководство Евросоюза долго обрабатывало по дипломатическим каналам туркменского лидера, надеясь получить от него хотя бы словесные заверения в том, что он готов поддержать план прокладки трубопровода «Набукко» под дном Каспийского моря. Бердымухамедов вроде бы какое-то время выжидал, намекал, что подумает, как и что лучше сделать, и вот теперь он «вдруг» подписал меморандум о энергетическом взаимопонимании с руководством ЕС, вызвав тем самым определенную настороженность и в Москве, и в Пекине.

Показательно, что встреча президента Туркменистана и комиссара ЕС Пиебалгса прошла сразу же после проведения в Ашхабаде вышеупомянутой крупной энергетической конференции. Согласно документу, который они подписали, Туркменистан выражает желание поставлять природный газ в страны Евросоюза, причем делать это он планирует в обход российской территории - то есть единственным реальным маршрутом под Каспием - в направлении на Азербайджан, Турцию - и далее через Средиземное море в континентальную Европу.

Замечу, что из самого сообщения о встрече Бердымухамедов - Пиебалгс создавалось такое впечатление, будто именно фраза «в обход российской территории» была в этом меморандуме главной, а то, что газ придет в Европу из Туркменистана, Казахстана или откуда еще - так это вообще не имело никакого значения.

При этом надо отметить, что все разговоры о проекте «Набукко», разного рода «обходных газопроводах» пока остаются только на словах, кое-что сделано уже на бумаге, но никаких газопроводов на практике нет. И пока Туркменистан по-прежнему будет поставлять свой газ той же Украине исключительно через российские трубы.

Поэтому надо сразу же отдавать себе отчет в том, что Бердымухамедов пообещал ЕС и ее представителю, в принципе, то, что если и будет, то неизвестно когда. И даже при соблюдении всех возможных дипломатических этикетов радость еврокомиссаров по поводу «успешного уламывания» Ашхабада свернуть с российской «газовой дорожки» следует все-таки оценивать крайне скептически и не строить по этому поводу каких-то уж очень больших иллюзий.

Трехвариантные поставки

Туркменистан, который располагает, по оценкам экспертов, третьми-четвертыми запасами природного газа в мире, будучи оторванным от мировых потребителей географически, испытывает с самого начала своей независимости серьезные проблемы с транспортировкой своего главного природного богатства покупателям. Еще бывший президент Туркменистана Ниязов всегда говорил о том, что пока все поставки из его страны газа будут идти исключительно через российского газового монополиста, Туркменистан никогда не сможет надеяться на справедливую цену за тысячу кубометров газа.

Реально выхода у Туркменистана не было, и поэтому Ашхабад вынужден был принимать те условия, которые ему выдвигала Россия, и соглашаться на те цены за газ для той же Украины, которые прежде всего устраивали Москву, а не Киев.

Сейчас ситуация если и изменилась, то совсем ненамного. По-прежнему основной газовый поток из Туркменистана идет именно через Россию, именно Москва и Киев договариваются между собой, что делать с закупаемым туркменским газом, а уж страны ЕС так и вовсе вынуждены соглашаться с любыми вариантами, которые им предложат по поставкам и Ашхабад, и Москва.

Но в отличие еще от сроков трехлетней давности теперь очень много разговоров ведется по поводу разного рода альтернативных трубопроводов, которые якобы смогут дать возможность Ашхабаду самому решать, по какой цене и кому именно продавать свой природный газ.

Из трех имеющихся в проектах вариантов экспорта туркменского газа в Европу, только один предусматривает транзит через территорию России. Согласно такому раскладу, возможно достижение трехсторонней договоренности по схеме Евросоюз - Россия - Туркменистан, причем в Европу пойдут в этом случае дополнительные объемы туркменского газа, которые не входят в уже заключенные Ашхабадом контракты с российским газовым монополистом «Газпром». В случае осуществления второго варианта по прокладке Транскаспийского газопровода под Каспием по нему может пойти до 30 млрд. кубометров газа из Туркменистана и Казахстана в сторону Азербайджана. В этом случае предполагается использование не только туркменского и казахстанского, но, вполне вероятно, узбекского газа. По сообщениям западноевропейских газет, нынешний президент Узбекистана Каримов вроде бы тоже не прочь разнообразить возможности своей республики по поставкам газа на мировые рынки, и потенциально его проект «Набукко» вроде бы как-то же интересует.

Между тем этот второй вариант в ближайшее время, как считают ведущие мировые эксперты, вряд ли можно будет без проблем осуществить. Здесь и нерешенность проблемы со статусом Каспийского моря, и нежелание Ирана позволять своим соседям выходить на мировые рынки с тем же самым сырьем, которое есть в наличии у самого Тегерана (кроме как через их собственную территорию). Да к тому же между Астаной и Ашхабадом уже сейчас существуют существенные разногласия по отправной точке такой газовой магистрали.

Казахстан до сих пор не уверен, что Транскаспийскую трубу можно будет наполнить только туркменским газом, а Туркменистан, не желая никому достоверно сообщать о реальных запасах собственных газовых месторождений, не намерен разбрасываться на все «газовые фронты» в одиночку, и хотел бы получить гарантии от Казахстана по поводу поставок газа их этой республики в случае осуществления проекта «Набукко».

Есть у Туркменистана в запасе еще третий вариант - наладить свои газовые поставки через соседний Иран. Этот «нестандартный» маршрут поставки энергоносителей из республик Центральной Азии в Европу прорабатывался еще в начале 90-х годов. Из туркменского района Давлетобад в иранский город Мешхед предлагалось проложить трубу, далее протянуть ветку газопровода в Карган, Решт, затем в Турцию, а через Балканы - в страны Западной Европы. Однако сейчас ситуация вокруг Ирана кардинально отличается от той, какая она была еще десять лет назад. На данном этапе США делают все возможное, чтобы отвадить любых инвесторов от каких-бы то ни было проектов на иранской территории, и уж тем более - в энергетической сфере. Если еще относительно недавно и Германия, и Франция хотя бы делали вид, что пытаются следовать в отношениях с Тегераном своей собственной линии поведения, то теперь варианты прокладки газопровода из Туркменистана через территорию Ирана в Западную Европу фактически равны нулю.

Кто больше даст, тот больше и получит?

Много в плане осуществления второго варианта прокладки транскаспийского газопровода из Туркменистана в Европу будет зависеть от объемов финансирования этого амбициозного проекта. Туркменистан ни копейки тратить не только на трубы, но и на предварительные проектные и инженерные работы явно не намерен. Американские инвесторы также вряд ли будут очень уж сильно стремиться вложиться в проект, от которого «навар» поступит только Европе. Поэтому все в данном случае зависит, в принципе, только от руководства ЕС.

Если европейцы все же раскошелятся на гигантские вложения в осуществление проекта «Набукко», то вполне возможно, что сама идея доставки газа из Центральной Азии в обход российской территории станет приобретать какой-то более конкретный вид. Тем более реверанс в сторону Брюсселя президент Туркменистана вроде бы как сделал. Но подобные ожидания, и даже запах больших инвестиций, все же вряд ли на ближайшую перспективу каким-то образом заставят участников затеи под названием «Набукко» совершать какие-то уж очень резкие ходы. Во-первых, до сих пор так и непонятно, что же задумали Соединенные Штаты в отношении Ирана и каким образом завершится вся эта история с иранской ядерной программой.

Если Соединенные Штаты все же решатся наказывать Иран, то о всех энергетических проектах в этом регионе можно будет сразу же надолго забыть, а Казахстану, Туркменистану и в перспективе Узбекистану придется, как и сейчас, рассчитывать исключительно на российские трубы для доставки своих экспортных энергоносителей на мировые рынки.

Помимо этого, президент Туркменистана Бердымухамедов заявляет о том, что вверенная ему республика к 2030 году втрое увеличит объем добычи природного газа - то есть до 250 млрд. кубометров. Что будет к 2030 году - очевидно, не знают наверняка ни господин Бердымухамедов, ни еврокомиссары, ни руководство американского Белого дома. А вот то, что они знают наверняка - так это тот факт, что пока туркменский газ вряд ли сможет обеспечить Европу в нужном ей масштабе, и без казахской и узбекской «продпитки» ловить потребителям на Старом континенте будет просто нечего.

В следующем году по планам туркменского правительства добыча газа в республике должна будет возрасти до 70 млрд. кубометров, из которых в Россию будет поставлено 50 млрд. кубометров, а в северные районы Ирана - еще 14 млрд. кубометров. Между тем эксперты считают, что Туркменистану даже эти поставки покрыть будет нечем. Существуют уже договоренности между Туркменистаном и Украиной о поставках газа на будущий год через российские трубы, и это - более чем надежное соглашение, которое даст Ашхабаду и живую валюту, и привязанных предсказуемых партнеров. К тому же, как выяснилось, и Украина, и Туркменистан, и Россия проявляют большое желание договориться по всем этим поставочным вопросам задолго до наступления 1 января, чтобы не нервировать ни друг друга, ни наблюдающих за всеми энергетическими перипетиями на территории СНГ комиссаров ЕС и руководство Соединенных Штатов.

Нужно учесть и тот факт, что президент Туркменистана Бердымухамедов - настоящий восточный политик. Создается впечатление, что ему просто доставляет большое удовольствие «подвешивать» одного за другим то европейских «ходоков» в Ашхабад, то китайских, то российских. Он дипломатично и улыбчиво со всеми ними общается, каждому говорит именно то, что собеседники хотели бы услышать, а потом или не делает вообще ничего, или предпринимает действия, которые расходятся зачастую с высказанными ранее им же словами и пожеланиями.

А вот европейские переговорщики каждым словом, сказанным в их пользу Бердымухамедовым, очень воодушевляются, и действительно думают, будто Ашхабад спит и видит, как бы обмануть «вредную Россию», и проложить трубопровод вне ее территории. Невдомек, видимо, гостям из Брюсселя, что трубопровод под Каспием - если он вообще будет - придется Европе прокладывать за свои кровные миллиарды евро, при этом еще далеко не факт, что на эту трубу и у Туркменистана, и Казахстана хватит газа.

Ведь кто бы и что бы ни говорил на международных конференциях, и какие бы меморандумы не подписывал, реально и Астана, и Ашхабад пока работают именно через Россию, и вряд ли откажутся от этого проверенного делом маршрута на обозримую перспективу. А что будет с новыми трубопроводами - проложат ли их вообще, в каком направлении, кто за это все заплатит, и что по этому поводу скажут американцы - все это дело весьма далекого будущего.

С чего, наверное, тем же странам Евросоюза надо было бы начинать - так это с договоренности по поводу проведения западного, признанного международными экспертами и специалистами аудита газовых месторождений Туркменистана. До той поры, пока не будет доподлинно известно, что реально содержится в туркменских природных кладовых и насколько все это может быть рентабельно с точки зрения большого бизнеса, просто не имеет смысла толковать ни о проекте «Набукко», ни о каких-то других вариантах прокладки магистральных газопроводов из Центральной Азии на европейские рынки.

Правда, скорее всего, туркменский президент не захочет раскрывать свои «газовые карты» ни уважаемому аудиту, ни обыкновенным расчетам собственных специалистов. Ведь чем дольше будет сохраняться неясность по поводу возможности наполнять Ашхабадом все газовые трубы, идущие из республики на внешние рынки (и в Россию, и в Европу, и в Китай), тем проще туркменскому руководству будет держать «на крючке» потенциальных покупателей и инвесторов в газовый комплекс.

А обещания со стороны Туркменистана по поводу новых маршрутов - что через российскую территорию, что мимо нее - мы услышим из Ашхабада еще не раз. И чем активнее в Евросоюзе будут муссировать и приветствовать «нероссийский» вариант маршрута прокладки газопровода, тем больше вероятность, что туркменский президент на словах будет делать все больше и больше «церемониальных поклонов» в сторону Брюсселя. А вот поставлять в Европу свой газ он при этом по-прежнему будет по трубе, которая и надежна, и уже проверена временем - то есть через Россию.

dn.kz

Предыдущая статьяПредвыборная минусовка
Следующая статьяВзгляд из Парижа