CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Ой, тяжела ты, шапка Мономаха!

27 ноября 2007

Ой, тяжела ты, шапка Мономаха!

26.11.07 11:03, Uznews.net

Частным предпринимателям в Узбекистане, вопреки обещаниям местных властей всесторонне облегчить их ношу, по-прежнему приходится с немыслимыми потерями продираться сквозь чащу всевозможных препятствий.

За 16 лет независимости Узбекистана народ этой республики наслушался выступлений с высоких трибун с призывами развивать частный бизнес. «В руках частных предпринимателей - будущее экономики нашей независимой державы!» - кричат на каждом шагу большие политики. И, кажется, остается только собрать необходимый капитал, и дело - в шляпе.

Однако, на деле немногочисленные смельчаки перебиваются, как могут, стараясь удержать свой маленький бизнес на плаву.

Приведем пример. Обычный частник-бизнесмен - назовем его, условно, Кадыр - является главой семейного бизнеса, который специализируется на безобидном выпуске макаронных изделий. Работает Кадыр со знанием дела, имеет патент на производство продукции, выданный хокимиятом Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента.

Но с самого начала работы у него возникли и продолжают возникать неразрешимые проблемы с приобретением сырья и его ввозом.

«В торговых точках Ташкента за сырье для макарон (муку, яйца и прочее) у меня требуют только «наличку», объясняя этот факт установленными повсеместно кассовыми аппаратами, - объясняет Кадыр. - По перечислению администрации магазинов работать отказываются. И я их понимаю. Ведь каждый вечер они сдают наличные деньги в банк, и сумма должна соответствовать показаниям, снятым с контрольно-кассового аппарата.

Но как быть мне? В банке, клиентом которого я являюсь, на все мои письменные и устные просьбы выдать требуемую сумму наличными на приобретение сырья отвечают уже надоевшее: «Пока выдать не можем». Далее идет ссылка на внутреннее банковское распоряжение, которым, якобы, приостановлены все наличные выплаты».

Попытка журналиста выяснить, что же это за внутреннее распоряжение, оказалась тщетной. Видимо, этот документ является сверхсекретным. Поэтому работники банка старательно уговаривают отчаявшегося клиента покупать муку перечислением, уверяя, что все будет оплачено. Объяснение, что в магазинах требуют только «нал», они просто игнорируют.

Ну а то, что мука твердых сортов, из которой готовятся макароны, завозится из соседнего Казахстана и есть только в Черняевке и Минводах, вообще выпадает из поля их внимания. Возникает обычный для каждого среднестатистического жителя Узбекистана замкнутый круг.

Обращение бизнесмена в городской хокимият, куда его направили за разрешением проблемы с зерном, оказались безуспешными. Фактически, человека, который просто мечтает честно зарабатывать на свой хлеб, толкают на криминальные действия.

Ведь, чтобы добыть необходимый «нал», ему приходится любыми способами изворачиваться. В то время, когда на его расчетном счету вполне достаточно средств для того, чтобы снять необходимую для приобретения сырья сумму.

«Вот и выходит, что мой бизнес дается мне с потом и кровью, - говорит Кадыр. - Я знаю толк в пшенице, как правильно обрабатывать зерно. Помещение у меня маленькое - 64 квадратных метра, но в нем есть все необходимое для качественной работы. Только работа не получается».

Три года назад потомственный пекарь задумал свой маленький частный бизнес, оборудовал цех с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм. Дело пошло - продукция стала расходиться на «ура». Ежедневно с конвейера сходит 350-400 упаковок макарон, хотя, мощность оборудования позволяет выпускать до 1500 упаковок, и Кадыр мечтает дойти до этой нормы. Только бы не мешали.

Еще одной немаловажной и весьма позорной проблемой нашего независимого демократического государства является проверка документов на дорогах.

От тех же Минвод до Ташкента герою нашей статьи на его «полуторке» ехать не более получаса. Но из-за этой самой пресловутой проверки время проезда удваивается. За время пути «проверяющие» останавливают шоферов не менее трех-четырех раз и даже не спрашивают, а, откровенно, требуют оплатить дальнейшее следование.

Причины находятся самые разные. Например, доказывают, что у водителя - явный перегруз, или не та справка из СЭС. Но магический денежный веер моментально делает свое дело. «Проверяющий» улыбается, а с грузоперевозкой - все в полном порядке. А сколько таких «нарушителей» проезжает за день по трассе, и какая сумма оседает в карманах «зеленых приятелей»?..

«Частный бизнес - основа рыночной экономики!» - ежевечерне вещает нам «голубой» экран. Создается впечатление, что раз от раза он все больше «голубеет», и не только в шоу-бизнесе.

Неужели трудно на практике поощрять тех граждан, кто проявляет деловую инициативу, находит в себе мужество, не взирая на тернии местного произвола чиновников и силовиков, открыть свое дело, стать хозяином пусть маленького, но собственного производства?

С одной стороны, государство, местная власть вроде бы поддерживают частное предпринимательство, стимулируют хозяйственную инициативу. С другой - действительность вступает в противоречие с этой инициативой и приводит к вынужденному криминалу.

Прибавим несовершенство и жадность, равная «двадцати пальцам, засунутым в рот» в системе налогообложения, таможенные пошлины в том же количестве, оформление документов на ввоз-вывоз товара (здесь идут в ход пальцы не только свои, но и соседа), рэкет на дорогах (в глазах зеленеет).

Теперь можно понять, сколь она тяжела в Узбекистане - предпринимательская «шапка Мономаха».

Короче, поговорив с рядом мелких узбекских бизнесменов, приходим к выводу, что предприниматели не считают банки своими эффективными финансовыми посредниками. И самыми значительными препятствиями в работе с ними стали юридические ограничения на получение денег с расчетного счета, немыслимой бюрократией и периодическим отсутствием наличности. Все, что считается недопустимым в любом цивилизованном государстве.

До развития ли цивилизованного бизнеса в столь позорной ситуации? После 16 лет независимости?..

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяВ Каспийском море завершился сезон лова осетровых
Следующая статьяБДИПЧ/ОБСЕ: надежда умирает последней: