Могущество тени. Лоббизм в Казахстане надо узаконить?
13:05 27.11.2007, ЦентрАзия
Могущество тени
Казахстанские эксперты вновь призывают узаконить лоббизм. Де-юре такого явления в стране нет, но де-факто оно процветает. Теневики активно и успешно "проталкивают" во власти интересы бизнес-структур и политических движений, и чаще всего зона их интересов ограничивается государственными ресурсами.
В учебниках по теории государства и права понятие "лоббизм" трактуется как "форма воздействия "групп давления" на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур". Но казахстанских лоббистов привлекают не социальные цели и задачи. Сфера их интересов прагматична и прибыльна: бизнес, земля, недра.
-Недропользователи готовы платить за "продавливание" льгот, латифундисты - за решение земельных вопросов. Конечно, ни один депутат сейчас не сознается, что брал деньги за озвучивание депутатских запросов. Но такое было, во всяком случае во втором созыве, - вспоминает экс-мажилисмен Серикбай Алибаев. - Ставки зависели от платежеспособности инициатора запроса. Рядовые недропользователи могли заплатить моим коллегам 500 долларов, а нефтяники могли "отстегнуть" и тысячу.
- Лоббирование идет жесткое, и я это неоднократно наблюдала в парламенте. Поправки или инициативы исходят, хотя они не всегда общественно значимые, а иногда даже играют против государственных интересов, - вторит коллеге бывший депутат Зауреш Батталова. - Как-то мы рассматривали закон о табакокурении. Казалось бы, простой закон, но производители табачных изделий активизировались в парламенте. Это прямой лоббизм. И таких моментов было очень много.
Между тем, эксперты говорят, что основные деньги за лоббирование проходят мимо законотворческого органа. Явление, которое во многих странах считается двигателем экономики и политики, в Казахстане не более чем механизм для коррупции.
- В Казахстане основная деятельность теневых групп давления в основном в структурах исполнительной власти. Не законотворчества, а именно исполнительной власти, - настаивает политолог Досым Сатпаев. - Особенно в тех самых сферах, где идет процесс распределения ресурсов.
Распределение ресурсов происходит на самом верху властного олимпа, его и штурмуют отечественные лоббисты. Даже находясь на нелегальном положении, эти пробивные товарищи оказывают на власть большее влияние, чем политические партии и неправительственные организации, вместе взятые.
- Возьмите, например, наши политические партии, которые юридически зарегистрированы и существуют, и возьмите теневые группы. Степень их влияния не в пользу политических партий, - констатирует Досым Сатпаев. - Это ненормальная ситуация, когда теневые группы, которые находятся вне сферы правового контроля, оказывают большее влияние на политическую жизнь, чем юридически оформленные организации в лице всех политических структур.
Легализовать теневых представителей чужих интересов в Казахстане хотели уже не раз. Первая попытка была в 1998 году, однако тогда между исполнительной и законодательной ветвью власти образовались принципиальные разногласия. Они так и не смогли определиться, признавать ли лоббистом правительство, и нужно ли регулировать его деятельность при принятии решений. Спорили долго. В результате правительство "сдало позиции" и отозвало законопроект.
Следующая попытка узаконить деятельность лоббистов была предпринята в 2002 году. Но тогда документ даже не дошел до парламента, поскольку большинство членов правительства его не одобрило. Не увенчались успехом и прошлогодние дебаты о пользе лоббизма. Закон назвали сыроватым и узковатым, направленным на регулирование деятельности одного только парламента, а вот теневики, работающие на правительство, остались вне того законопроекта. Значит, осталось поле для коррупции, констатировали депутаты.
И вот теперь в Астане снова настаивают на принятии закона о лоббизме. Политики, депутаты и эксперты в один голос заявляют: легализовать теневые группы давления надо, хотя бы для того, чтобы процесс стал более прозрачным. Когда для всех его участников будут одни правила игры, договариваться и подкупать "по-тихому" будет бессмысленно. Впрочем, отмечают эксперты, стоит существенно сместить акценты в процессе лоббирования. Извращенное понятие "где лобби, там деньги" должно уйти в прошлое.
- Лоббирование - значит лоббировать умом, совестью, а не кошельком и не силой могущественного дяди, сидящего в высоком кресле, - призывает секретарь ЦК КНПК Владислав Косарев.
Из коррупционного лоббизм должен наконец-то трансформироваться в информационный, подчеркивает Досым Сатпаев. Лоббисты должны идти во власть не с деньгами, а с информацией о плюсах и минусах предлагаемого решения. Однако пока реальность такова: у кого деньги, у того и рычаги давления. И чем могущественнее компания, тем сильнее она продвигает свои интересы, даже если они идут в разрез интересам общества.
? 46 (361) от 26.11.2007 Елена НЕФЕДОВА, Астана
Источник - Мегаполис Постоянный адрес статьи -