ИГНПУ: В Узбекистане продолжают использовать детский труд
27.11.2007 12:48 msk, Фергана.ру
ИГНПУ
Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) сообщает о проведении с мая по ноябрь 2007 года в ряде районов Ташкентской области мониторинга ситуации с принудительным использованием труда детей школьного возраста.
В ходе исследования изучались такие факторы, как возраст детей, привлекающихся к сельхозработам, продолжительность их рабочего дня, установленные для них нормы сбора хлопка, овощей и фруктов, виды применяемых в отношении детей наказаний, величина оплаты труда школьников, а также аспекты социально-бытового и медицинского обслуживания, влияния на уровень образованности детей.
Выяснилось, что в этом году в хлопкосеющих районах Ташкентской области учащиеся были привлечены на сельхозработы с началом весенне-полевых работ, они участвовали в разреживании хлопчатника, прополке, сборе хлопка. С 5 сентября 2007 года в хлопкосеющих районах на сбор хлопка в массовом порядке были мобилизованы все учащиеся школ, начиная с пятого класса. Из районов, где хлопок не выращивается, на сбор этой культуры вывозились учащиеся старших классов средних школ, колледжей, лицеев.
По информации ИГНПУ, продолжительность рабочего дня сборщиков был ненормированным, она могла составлять до 10-11 часов. Утренний подъем осуществлялся в шесть часов утра, с семи учащиеся приступали к сбору хлопка, а завершали работу в шесть часов вечера.
Нормы по сбору хлопка были установлены следующие: для учеников 5-6 классов - пятьдесят килограммов, для старшеклассников - шестьдесят-семьдесят. За невыполнение норм следовали зачастую публичные порицания и выговоры.
В этом году за один килограмм собранного хлопка сборщикам платили от пятидесяти до шестидесяти сумов, в случае выполнения дневной нормы учащиеся получали до 2500 сумов ($1,7).
В беседах с врачами, педиатрами из сельских поликлиник члены ИГНПУ узнали, что регулярно после окончания сельхозработ на три-пять процентов возрастает количество пациентов, поступивших с диагнозами «гепатит», «ревматизм», «гастрит», «педикулез». Причиной тому, по словам врачей, становятся неудовлетворительные бытовые условия, несвоевременное и некачественное питание.
Сборщики хлопка не обеспечиваются кипяченой водой, а употребление сырой воды, по утверждению педиатров, способствуют появлению у детей различных паразитов. Из-за переноса тяжестей у школьников искривляется позвоночник, появляются паховые и пупочные грыжи. Использование на хлопковых полях фунгицидов и гербицидов также вредно сказывается на здоровье детей.
Что касается вопросов образования, то вследствие отвлечения на сельскохозяйственные работы учащиеся не в полном объеме получают знания, определенные учебной программой. За десятинедельный отрыв от занятий ученик недополучает порядка трехсот-четырехсот учебных часов, а восполнение этого количества за счет зимних и весенних каникул или уплотнения программы не позволяют детям освоить программный материал в полном объеме. Кроме того, по мнению учителей, сокращение каникул отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости школьников, организмы которых не успевают отдохнуть и укрепиться.
Нельзя не упомянуть тот факт, что в результате привлечения учащихся на сельскохозяйственные работы родители несут дополнительные материальные расходы, стараясь обеспечить детей необходимой одеждой, обувью и продуктами питания.
Кроме того, в 2007 году руководители некоторых школ собирали с учеников по тридцать-сорок тысяч сумов за освобождение их от участия в сборе хлопка. По словам таких руководителей, собранные ими деньги пойдут на наем сборщиков хлопка из Ферганской долины, которые будут собирать урожай вместо школьников.
«Все это происходит на фоне того, что в республике ликвидированы колхозы и совхозы, земли розданы фермерским хозяйствам, и вся ответственность [за выращивание и сбор урожая] перед государством ложится на фермеров», - подчеркивают в ИГНПУ. - «Несмотря на законы Узбекистана, указы президента республики, международные договоры по правам человека, запрещающие принудительное использование детского труда, это негативное явление наблюдается [в Узбекистане] и по сей день».