Скандинавы могут отказаться от узбекского хлопка
01.12.2007, Деловая Неделя, Казахстан 30 ноября 2007г. ? 46 (774)
Андрей САИДОВ, Ташкент
На днях финская компания Marimekko прекратила закупки текстиля, изготовленного эстонской фирмой Kreenholm, из-за подозрения, что ткань была изготовлена из узбекского хлопка, собранного подневольным трудом детей. Причиной столь щепетильного подхода производителей одежды к происхождению сырья мог стать телевизионный репортаж о детском труде на хлопковых полях Узбекистана, показанный в минувшие выходные популярным шведским каналом SVT1. Представители нескольких скандинавских и ирландских текстильных фирм, принявшие участие в обсуждении телевизионного сюжета, заявили о своем намерении объявить бойкот закупкам узбекского хлопка.
Месяц назад демонстрация по каналу BBC этих же кадров несовершеннолетних узбекских школьников на уборке хлопка вызвала официальный протест посольства Узбекистана в Великобритании. В заявлении дипломатов категорически отрицалось использование принудительного труда детей, а сам интерес европейских журналистов к теме и призывы общественности к бойкоту закупок расценивались как попытка политического и экономического давления Запада на Узбекистан. При этом был сделан прозрачный намек, что кампания может иметь целью вытеснение узбекского хлопка с рынков в пользу производителей тех стран, где хлопковые отрасли в последние годы стали менее прибыльными из-за снижения государственных субсидий. То есть в США. Что же касается Узбекистана, то по заявлению посольства любой детский труд здесь категорически запрещен законодательством, и даже 16-летние подростки могут трудиться только по письменному разрешению родителей.
На этой неделе Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) распространила результаты своего мониторинга, проведенного в хлопкоуборочную страду 2007 года в столичной, Ташкентской области. По данным ИГНПУ, школьники привлекались к различным сельскохозяйственным работам в течение всего года, а с сентября были массово мобилизованы на уборку хлопка с 5 классов - 11-12 лет, по 9 классы - 13-15 лет. Продолжительность их рабочего дня на хлопковых полях не была нормирована и составляла 10-11 часов - с 7 утра до 6 вечера. Из-за прекращения занятий в школе каждый пропустил до 400 учебных часов, что потом «компенсируется» уплотнением учебной программы и сокращением зимних и весенних каникул. При этом было отмечено, что в этом году появилась тенденция, когда директора школ собирали с семей учеников деньги, на которые вместо них нанимали взрослых сборщиков из Ферганской долины.
Результаты независимых мониторингов детского труда в хлопковой отрасли легли в основу воззвания, направленного 56-ю активистами гражданского общества Узбекистана международным финансовым институтам и правительствам крупнейших стран. Известные узбекские оппозиционеры, журналисты и правозащитники, половина из которых в последние годы получила политическое убежище в Швеции и Норвегии, призвали страны ЕС, США, а также Россию и Китай временно бойкотировать закупки хлопка в Узбекистане, значительная часть которого собирается руками детей, поскольку взрослое население в сельских районах избегает современных форм рабства на хлопковых полях, мигрируя из страны. «Чтобы добиться демонтажа этой порочной системы, необходимо лишить тех, кто контролирует хлопковый экспорт в Узбекистане, несправедливых сверхприбылей. Международный бойкот заставил бы узбекское правительство отменить принудительный детский труд и предоставить фермерам реальную экономическую свободу», - считают авторы воззвания.
По мнению экспертов, из всего выращиваемого в Узбекистане хлопка сегодня около 20% экспортируется в страны Европы и более 40% - в Китай и страны Юго-Восточной Азии.