Таджикские мастера иллюзии борьбы с наркотрафиком
30 ноября 2007 15:10, iamik.ru
Нельзя было не обратить внимания на два любопытных факта, так связь между ними настолько очевидна, что, как говорится, пройти мимо было просто нельзя. Недавно в Санкт-Петербурге в присутствии губернатора северной столицы прошла встреча министров МВД России и Таджикистана. Предметом обсуждения стала тема совместной борьбы с наркобизнесом. Как и полагается, на переговорах такого уровня стороны согласовали свои действия, возможности сотрудничества и согласованных милицейских мер реагирования по пресечению доставки наркотиков на территорию России и, в частности, в Санкт-Петербург. На том высокие милицейские чины и разошлись. А буквально спустя несколько дней питерские милиционеры задерживают очередного таджикского наркокурьера с 8 килограммами высококачественного героина.
В этой связи стоит напомнить, что эта уже вторая крупная партия наркотиков, изъятая российскими милиционерами у таджикских перевозчиков зелья в этом году (количество всех изъятых таджикскими наркокурьерами переваливает сотню). Первая в свое время наделала много шума, и таджикское правительство тогда всячески открещивалось от причастности своих граждан к наркотрафику. Шутка ли сказать, весной в Подмосковье при досмотре КАМАЗа с таджиками-экспедиторами был обнаружен тайник, из которого милиционеры извлекли более 400 килограммов героина.
Какие благие планы не озвучивали официальные лица Москвы и Душанбе в сфере борьбы с наркотической угрозой, сегодня можно однозначно констатировать, что сбылись самые мрачные опасения и Таджикистан стал главной перевалочной базой, откуда наркотики афганского происхождения начинают свой путь в Россию и страны Евросоюза. Можно также заметить, что между участниками этого грязного и преступного бизнеса произошло разделение труда. Афганцы под «охраной» миротворческих сил во главе с американскими военными наращивают производство тяжелых наркотиков, обеспечивают их доставку на территорию Таджикистана, а таджики обеспечивают доставку гадости до конечного потребителя.
А по-другому события и не могли развиваться. Сколько бы мировое сообщество не высказывало озабоченности распространением афганской наркотической заразы по миру, сколько правительство Таджикистана во главе своим президентом Э. Рахмоным не уверяло мировое сообщество, что не допустит распространения наркотиков через территорию республики, в сохранении текущей ситуации заинтересованы весьма влиятельные силы. В первую очередь, американцы. Нестабильный Афганистан с его недобитыми талибами является удобным поводом для постоянного военного присутствия американцев в регионе, позволяет им держать под контролем и манипулировать ситуацией на Среднем Востоке и в Средней Азии.
Такое положение дел на руку и Э. Рахмону. Экономика Таджикистана так толком и не оправилась после гражданской войны. Четверть населения страны сбежало от нищеты за пределы страны. От полной катастрофы режим Рахмонова спасают переводы таджиков из-за рубежа. По некоторым оценкам это почти миллиард долларов ежегодно.
После того как Рахмон, выгнав российских пограничников, взял под свой контроль ситуацию на границах, поток наркотиков в Россию из года в год увеличивается. О чем правящий кулябский клан не любит распространяться, так это о связях высокопоставленных таджиков с наркобаронами. Нет большой тайны в том, что многие нынешние чиновники различных весовых категорий, которые в годы гражданской войны с автоматов постреливали и одновременно наркотой приторговывали, имеют устойчивые и налаженные связи с производителями наркотиков в Афганистане. В местных СМИ регулярно сообщается о задержании на границе наркокурьеров. Но в этих информационных сообщениях речь почему-то идет только мелочевке, зато, где-нибудь в России таджиков наркурьеров и накодилеров вылавливают уже с крупными партиями наркотиков.
Корреспондент агентства Рейтер описал тяготы жизни населения в высокогорных районах республики, граничащих с Афганистаном. В горном Бадахшане, где когда-то дислоцировали российские пограничные части, население имело работу и стабильные заработки по 300-500 долларов в месяц, что для местного населения являлось «бешеными» заработками. Граница была на замке. Сейчас нет ни заработков, ни работы, а граница превратилось в дырявое решето. Афганцы в таджикские села приходят, как к себе домой. Таджики даже выдают им своих дочерей замуж, в обмен на наркотики. Тем самым таджики, породнившись с афганцами, будут иметь постоянный канал доставки наркотиков.
А что же центральная власть, куда она смотрит? Да ей попросту не до проблем таджикской глубинки. Она занята вопросами большой политики, где надо и американцам нравиться, и хотя бы видимость добрососедских отношений с Россией сохранить.
Сергей Бондарь