Труба зовет
01.12.2007, Деловая Неделя, Казахстан 30 ноября 2007г. ? 46 (774)
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Россия опять указала Туркменистану, куда прокладывать магистральный газопровод. Но Ашхабад намерен также прислушиваться к советам Вашингтона и Брюсселя
Совсем недавно в столице США вновь вспомнили о Туркменистане и его якобы несметных газовых кладовых. После того, как Россия решила поднять отпускную цену на свой газ, поставляемый в Европу с 1 января будущего года, с аналогичным заявлением выступил и Туркменистан. Только Ашхабад будет поднимать стоимость тысячи кубометров добываемого у себя природного газа не для Парижа с Берлином, а для братской по СНГ Украины. Сразу же после этих сообщений американские газеты вновь напомнили о том, что Туркменистан - это тот самый «газовый нерв» всего региона Центральной Азии и Каспия, которому нужно уделять повышенное внимание, и не допустить по возможности, чтобы Россия или Китай перехватили у США инициативу и не «пристегнули» господина Бердымухамедова с его «многовекторными» газовыми потоками к се6е во вред Америке и Западной Европе.
Прикаспийский газопровод в мечтах и планах
Только что состоялся визит в Ашхабад нового российского премьера Виктора Зубкова, который провел в туркменской столице переговоры с руководством этой республики. Одной из основных тем этих встреч была подготовка к подписанию между Россией, Казахстаном и Туркменистаном соглашения о прокладке Прикаспийского газопровода через российскую территорию и далее - в страны Западной и Восточной Европы. Предполагается, что этот важный документ будет подписан до конца нынешнего года. Напомню, что в этом газопроводе пропускной мощностью от 10 до 30 млрд. кубометров природного газа в год все участники этого соглашения заинтересованы по разным причинам. Так, Россия считает, что Прикаспийский трубопровод позволит ей увеличить поставки туркменского газа в сторону Украины и стран Западной Европы. А это значит, что за тысячу кубометров газа можно будет существенно поднять цену европейцам уже начиная с нового года. При этом никто никому вентили перекрывать в эту Рождественскую ночь не будет, а все вопросы тихо и мирно решат между собой заранее банкиры и финансисты «Газпрома» и его уважаемых газопокупателей-клиентов.
В свою очередь, Казахстан заинтересован в более активном развитии своих транзитных газовых и нефтеносных сетей, а также увеличении доходов от транзита газа через свою территорию. К тому же Казахстан, верный своей политике «многовекторности», делает реверансы и в сторону России, одновременно не сбрасывая со счетов и проект Евросоюза под названием «Набукко», который планируется пустить под дном Каспийского моря. Что же касается Туркменистана, то он делает ставку на максимальную диверсификацию маршрутов поставок своего природного газа на мировые рынки, что позволит Ашхабаду надежно и эффективно диктовать покупателям цены на добываемый в стране газ. Напомню, что первоначально подписание подобного соглашения о Прикаспийском трубопроводе было запланировано еще на сентябрь. Однако к тому времени все три страны СНГ так и не смогли договориться по целому ряду вопросов, что и вынудило отложить на неопределенное время церемонию подписания документа. Да и в данный момент Россия явно не чувствует уверенности в том, что такое соглашение будет в конечном итоге подписано. Еще в мае нынешнего года была подписана декларация о строительстве Прикаспийского газопровода. Ее оформили тогда своими подписями первые лица России, Казахстана и Туркменистана, и теперь остается только запустить в дело желание руководства стран, начав непосредственные работы по прокладке газопровода.
Правда, тут же России пришлось фактически смириться с борьбой, которую ей придется вести за туркменский газ со странами Западной Европы и Китаем. Так, Евросоюз при помощи Соединенных Штатов предлагает Ашхабаду в ближайшее время проложить Транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря с пропускной способностью до 30 млрд. кубометров природного газа в год.
Далее этот газовый маршрут должен пройти через территорию Азербайджана, Грузии и Турции, и уже там этот газопровод соединится с проектируемым газопроводом «Набукко». А уже его задача - выйти на территорию Болгарии, Румынии и Венгрии. В свою очередь, Китай подписал с Туркменистаном свои газовые контракты, по которым с 2009 года примерно столько же - то есть 30 млрд. кубометров в год - будет поступать из туркменских пустынь китайским потребителям. И для этого китайцы уже начали прокладку собственного газопровода через территорию Казахстана.
Заранее радоваться в Центральной Азии не принято
Буквально пару недель назад руководство Евросоюза чуть ли не отпраздновало победу над «весьма неясной туркменской позицией» по газовым контрактам. Их представитель Андрис Пиебалгс после встреч с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым прилюдно пообещал направить туркменские газовые потоки в сторону Западной Европы, минуя российскую территорию.
При этом представитель Евросоюза чуть ли не намекнул на то, что именно так ему и пообещал туркменский лидер. Видно, представитель Латвии в европейском руководстве господин Пиебалгс не очень хорошо знаком с восточным политесом, тем более - дипломатическим. Не особо он, очевидно, и «просек» реальные расклады в складывающемся «газовом пасьянсе», который возник вокруг Туркменистана, тем более что уже после его переговоров в Ашхабад пожаловали руководители стран СНГ, которые с Г. Бердымухамедовым говорили все же на одном, понятном всем переговаривавшимся, русском языке.
А тут еще европейцев буквально ошарашил своим откровенным заявлением министр энергетики Соединенных Штатов Сэмюел Бодмэн. Он без обиняков выразил большое сомнение по поводу того, что Туркменистан на самом деле, а не в ходе дипломатических раскланиваний и расшаркиваний, поддержит проект Евросоюза по прокладке газопровода в страны Западной Европы в обход российской территории. Выступая в Лондоне на встрече с британскими и зарубежными бизнесменами, он отметил, что после встреч в Ашхабаде с президентом Туркменистана у него якобы «остались некоторые неясности и вопросы». И если у такого «ушлого» знатока энергетических дел, как мистер Бодмэн, после бесед с господином Бердымухамедовым остаются «неясности», то, значит, говорит это только об одном: Туркменистан и дальше будет по возможности держать на «газовом крючке» и европейцев, а если понадобится - то и всех остальных.
«Мне известно, что Туркменистан располагает огромными запасами природного газа, - подчеркнул господин Бодмэн. - Но возникает вопрос, готов ли Туркменистан принять у себя западные инвестиции, необходимые для организации поставок газа под Каспийским морем».
Да к тому же и сам президент Туркменистана Бердымухамедов тут же подтвердил в беседах со своим российским гостем Зубковым, что его правительство остается верным ранее принятым на себя партнерским обязательствам по реализации проекта Прикаспийского газопровода в сторону России.
Символичен и факт самого места проведения заседаний Совета глав правительств стран СНГ именно в Туркменистане. Ведь эта республика номинально членом СНГ не является, а состоит в этой организации в качестве ассоциированного члена. Не секрет, что после прихода к власти в Ашхабаде Бердымухамедова политика, особенно внешняя, Туркменистана претерпела существенные изменения, и ее «проэсэнговская направленность» становится все очевиднее.
Между тем не забывает президент Туркменистана и разыгрывать свою «западную» карту, а также поддерживать доверительные отношения с китайцами. Пока ему удается очень эффективно подогревать «газовые страсти» к своей республике у всех основных энергетических игроков и делать так, что дружить и сотрудничать с Туркменистаном хотят нынче чуть ли не все поголовно - и Восток, и Запад, и Россия, и даже далекая от Ашхабада Америка.
За Казахстаном дело не станет
Пока Туркменистан умело разыгрывает свою «газовую карту» в отношеняих с Евросоюзом и Россией, несколько выжидательную позицию занимает Казахстан. У Астаны тоже нет никаких резонов совершать во всех этих газопроводных комбинациях резких телодвижений, к тому же Казахстан, как и Туркменистан, периодически посматривает не только вдоль Каспия в сторону России, но и через море - в сторону Азербайджана и далее - в Европу.
Пока складывается ситуация, при которой вроде бы именно России больше всех нужно уломать Бердымухамедова, чтобы тот дал отмашку по прокладке Прикаспийского газопровода. В Москве считают, что туркменский президент - человек пророссийски настроенный (кстати, так совсем даже не думают в США), а посему никуда он не денется: все равно пойдет на соглашение с Россией, а там и Казахстан к проекту присоединится.
Может быть, именно поэтому Астана и не форсирует свои собственные инициативы по лоббированию этого проекта вдоль побережья Каспия на север. К тому же в Казахстане внимательно наблюдали и за визитом в Ашхабад еврокомиссара по энергетике Пиебалгса, который сообщил журналистам, что Туркменистан якобы не исключает возможности экспортировать свой природный газ в Западную Европу в обход российской территории. В итоге стало ясно, что Ашхабад готов будет и дальше торговаться со всеми, кто захочет приобрести у него природный газ. Евросоюз и Соединенные Штаты свои предложения Туркменистану уже озвучили, теперь Бердымухамедов послушает, что пообещает ему Россия, а затем и выберет наиболее выгодный для себя вариант сотрудничества.
Казахстану же в этом случае остается продолжать «окучивать» и самого туркменского президента (в любом случае - вдоль Каспийского моря или под ним пойдут новые трубопроводы, Астане придется иметь напрямую дело именно с Ашхабадом) и не забывать о важном европейском векторе своей внешней политики. К тому же, как считают зарубежные эксперты, выбор наиболее оптимального варианта прокладки газопровода будет, очевидно, сделан, исходя из сразу нескольких пунктов. Главным из них станет закупочная цена на газ. Туркменистан и Казахстан хотят продавать свой газ дороже, чем сейчас, а Россия еще не договорилась со всеми своими основными покупателями в Европе по поводу планируемого повышения цен с нового года. Важным моментом станут и вопросы, связанные с инвестициями в газовую промышленность и саму прокладку магистральных трубопроводов. Россия готова в этом плане посоревноваться с западноевропейскими и американскими энергетическими компаниями, и тут уж многое будет зависеть от того, что на эти предложения и пожелания скажет лично туркменский президент. Ну и не стоит, конечно же, забывать, что политическая система в Туркменистане по-прежнему вызывает определенные нарекания со стороны основных международных организаций по правам человека, которые в своих докладах регулярно ставят Туркменистан на последние места по степени соблюдения этих прав. А вот Москва давно уже ни о каких правах человека Ашхабаду не напоминает - и правильно (с «газовой точки зрения») делает. Туркменистан при Бердымухамедове стабильно играет в «газовую рулетку» на всех возможных фронтах (и надо признать, что делает это он пока очень успешно). Ашхабад на словах не отказывается и от России, но и страхует себя альтернативными проектами на других трубопроводных направлениях.
Судя по всему, Россия остается для Туркменистана стратегическим партнером, но думают в Ашхабаде параллельно и о «Большой Европе», не отдавая ни тем, ни другим каких-то особых приоритетов. Скорее всего, аналогичную туркменской позицию будет занимать на ближайшую перспективу и Казахстан. Только в отличие от Ашхабада, которому в мировых делах на особые высоты рваться пока просто нет смысла, у Астаны в голове держатся не только газовые и трубопроводные расклады, но и предстоящее президентство в ОБСЕ на 2009 год. А здесь уже страны «просвещенной Европы», если крен Казахстана в сторону России станет более чем допустимым, могут и проявить свою «политическую принципиальность», и вновь отложить заявку Астаны на столь ею желанный председательский пост. Напомним, обсуждение кандидатуры Казахстана на пост председателя ОБСЕ должно состояться в эти дни.