CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Республика. KZ: Хуже всех придется Туркмении

5 November 2008

Республика. KZ: Хуже всех придется Туркмении

5 ноября 2008, 15:48, CA-NEWS

CA-NEWS (KZ) - Премьер-министр Казахстана на заседании правительства 28 октября заявил, что «власть гарантирует стабильность финансовой системы и обещает, что Казахстан безболезненно переживет мировой кризис». Между тем, британская «Daily Telegraph» опубликовала список государств - потенциальных банкротов, среди которых названы Украина, Пакистан, Казахстан, Венгрия, Аргентина и в случае дальнейшего падения цен на нефть Россия.

Насколько вероятны эти прогнозы? Что ждет Казахстан да и все СНГ в будущем? Об этом наш разговор с известным российским политологом, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН Артемом Улунян.

Соседям будет хуже

- Артем Акопович, экономисты, чье мнение было опубликовано в материале агентства «Daily Telegraph», заявили, что вероятность дефолта в Казахстане составляет 70 процентов. Есть ли, на ваш взгляд, основания для подобных прогнозов?

- Я считаю, что власти не допустят такого развития событий, так как это серьезно повлияет на общественно-политическую ситуацию. Что касается экономической ситуации, то, естественно, она будет ухудшаться. Но Казахстан находится не в самом плохом положении. У Казахстана есть сейчас реальная возможность переформатировать и реструктуризовать проблемы, связанные с банковским и финансовым сектором. Наиболее удручающее положение - у ваших соседей. Речь идет о Таджикистане и Узбекистане, где уже этой зимой будут серьезные экономические проблемы. Но труднее всего придется Туркмении, которая готовится к деноминации. Сделать какие-то более точные прогнозы не позволяет закрытость этой страны. Но полагаю, что у них будет продовольственный кризис.

- Недавно Standart&Poor's снизил рейтинг России со «стабильного» на «негативный». Означает ли это, что в вашей стране тоже все плохо?

- Я думаю, что российские власти также не допустят серьезного экономического обвала. В этом есть определенная схожесть с Казахстаном. Лозунг стабильности для современных властей остается актуальным до сих пор.

- На днях известный российский астролог Павел Глоба предсказал: финансовый кризис продлится до 2020 года и потопит НАТО и Евросоюз. Россия выберется из кризиса, но с некоторыми «локальными» потрясениями, в частности, произойдет отставка экономического блока правительства...

- Комментировать астропрогнозы мне довольно сложно, так как я не специалист в этой области. Но отставка даже одного блока вероятна лишь в случае ухода премьер-министра, так как позиция министра финансов Алексея Кудрина достаточно сильная. Далее, сильные банки - Уралсиб, ВТБ, Сбербанк - будут поддержаны государством. Что же касается мелких банков - они будут либо поглощены, либо станут банкротами. Но это не будет сделано в один момент, так как появление большого количества недовольных вкладчиков никому не нужно.

- То есть речь идет о национализации?

- В сложившейся ситуации сильных и независимых банков в стране нет. Поэтому говорить о чистой национализации не имеет смысла.

Грядет национализация

- В Казахстане был разработан закон, согласно которому государство будет иметь право войти в капитал любого банка, если банк нарушил пруденциальные нормативы ликвидности, либо если капитал банка будет негативным. Казахстанские экономисты полагают, что тем самым правительство подготовило почву для национализации. Насколько правильны эти меры в нынешних условиях?

- Ситуация в банковском секторе Казахстана и России сильно различается. Вопрос о вмешательстве государства в банковскую систему в Казахстане обсуждался уже давно - еще до кризиса. Это было связано не столько с экономическими, сколько с политическими причинами. Так или иначе, банковское дело у вас оказывалось связанным с определенными политическими группировками. Просто сейчас власть под видом того, что не хочет допустить банкротства, пытается это осуществить.

- То есть национализация возможна?

- Я думаю, что да. Но она не будет носить такого характера, как, допустим, в США. Власть постарается использовать ситуацию для того, чтобы договориться с определенными политическими кланами и группировками с целью увеличения своего давления на эти группировки. Не думаю, что в Казахстане будет национализироваться все и вся. Не стоит забывать, что на постсоветском пространстве созданы политические режимы, а не режимы экономической целесообразности, базирующиеся на каких-то политических принципах. А Казахстан является классическим примером политического режима.

- Правительством был разработан ряд мер, направленных на борьбу с второй волной кризиса. Среди них: объединение ФУР «Казына» и госхолдинга «Самрук» в единый фонд национального благосостояния «СамрукКазына»; создание Фонда стрессовых активов; выделение из Нацфонда 10 млрд. долларов в рамках стабилизационной программы; увеличение минимальной суммы гарантированного вклада с 700 тысяч до 5 млн. тенге. Эти меры помогут в борьбе с кризисом?

- И «Самрук», и «Казына» ассоциируются с определенной группой лиц. Это является лишним подтверждением того, что решение проблемы обусловлено желанием обеспечить селективный подход к ограниченному количеству банков с одной стороны, а с другой стороны попытаться взять их под свой полный контроль, сделав островками стабильности, превратив их в основных абсорбентов финансовых средств. Конечно, для каких-то крупных населенных пунктов это имеет большое значение, но с точки зрения общей национальной экономики это не является единственным способом спасти ее от потрясений.

На гребне кризисной волны

- Когда закончится кризис? И какие страны больше всего пострадают?

- Прогнозы - занятие неблагодарное. Но могу сказать об основных тенденциях в этом направлении. Во-первых, ситуация будет ухудшаться прежде всего в тех странах, которые не имеют определенного финансово-экономического ресурса и ресурса в виде квалифицированной рабочей силы. В Центральной Азии таких государств намного больше тех, кто может выйти из кризиса без потерь. Во-вторых, нельзя говорить о второй волне. Можно говорить о нескольких волнах и о том, что они не будут синхронизированы. То есть в какой-то стране кризис может только начинаться, а в другой подходить к концу. Поэтому нельзя сказать, что все закончится в мае или в июне. Но мне кажется, что самым сложным периодом для Центральной Азии, в том числе и для Казахстана будет январь-май следующего года. Затем с мая по сентябрь все будет зависеть не от самих стран, а от международной конъюнктуры.

Речь идет, прежде всего, об энергоносителях. Если потребление будет сокращаться, а этого вполне можно ожидать, так как летом всегда происходит спад потребления, то я не уверен в том, что у некоторых государств дебет с кредитом совпадут. А это уже долговая яма на очень долгий период. В-третьих, я думаю, изменятся роли основных игроков - России, Китая и США. Они не смогут активно участвовать в центральноазиатских делах на равных. И я думаю, что Россия попытается что-то предпринять в контексте кризиса для того, чтобы крепче привязать этот регион к себе. Это, скорее всего, будет выражаться в строительстве энергетических объектов и решении проблемы водозабора, которая для Центральной Азии сегодня очень актуальна.

- Не приведет ли это к изменениям на политической карте мира? Не появится ли какое-то новое объединение взамен СНГ?

- Думаю, на это никто не пойдет. Все хотят создать систему гибких взаимоотношений, которая позволяет много получать и мало давать взамен. В жесткой системе связки эта возможность отсутствует. Подтверждением тому может служить опыт создания Центральноазиатского союза. Даже ЕврАзЭС находится не в самом лучшем состоянии. Хотя желание прекратить существование СНГ в виду его неэффективности у многих политиков есть уже давно.

ca-news.org

Предыдущая статьяВ Кыргызстан сегодня прибывает Принц Карим Ага Хан IV
Следующая статья"Мегаполис": Агаханская ставка. Зачем главный исмаилит почти секретно приехал в Казахстан?