Миграционные аферы процветают в Узбекистане. Кто виноват?
5 ноября, 2008, Голос Свободы - Узбекистан
Герман Эффендиев,
Voice of Freedom, Ташкент, Узбекистан
Недавно, в городском уголовном суде города Намангана Ферганской области Узбекистана завершились два судебных процесса. Более тридцати граждан Узбекистана, пожелавших уехать на заработки за рубеж, попали в сети мошенников.
Известно, что регион Ферганской долины давно обладает избыточными трудовыми ресурсами, которые, не имея возможности самореализации на родной земле, ищут применение своим силам на стороне. При этом нередко ищущие возможность заработать в других странах узбекистанцы проявляют излишнее доверие к тем, кто предлагает им помощь.
Например, лаборантка кафедры изобразительного искусства Намаманганского госуниверситета Шаходат Шокирова ни с того ни с сего пообещала случайному знакомому, жителю Чартакского района Ильхому Ахмедову отправить его на работу в Республику Корея без лишних формальностей. Правда, за услуги женщина попросила 5000 долларов США. А заодно посоветовала найти попутчика в дальнюю дорогу. Ахмедова ничто не смутило и попутчик нашелся - землячка Ильхома Нигора Ортикова. Началась активная подготовка к отъезду.
Шаходат постоянно просила 200, 300, а то и 500 долларов якобы на «оплату» получения различных справок и клиенты пустились во все тяжкие. Несмотря на то, что земля в Узбекистане цениться очень дешево, отец Нигоры умудрился продать свой земельный участок в шесть соток за 1000 долларов. Затем занял у одноклассника еще 2000. Ильхом взял у односельчанина, вернувшегося с заработков из России, 700 долларов.
В конце концов Шаходат получила деньги и осталось только дожидаться назначенного дня отъезда. Когда же все обещанные сроки прошли, и Ильхом с Нигорой пришли с требованием вернуть отданные суммы, «посредница» заявила, что никаких денег не брала и вообще этих двоих в первый раз видит. Оставалось только обратиться в следственные органы. На суде Шаходат так же все отрицала, но у обвинения нашлись свидетели.
Похожим образом развивалось и дело двух компаньонов - врача областной стоматологической поликлиники Акрама Низамова и работавшего в столичной фирме «Аят» ранее судимого Абдувохида Мухитдинова. Только размах у них был шире - 29 пострадавших.
Люди доверяли фирме «Аят», а также некоей справке, почему-то написанной на арабском языке и предъявляемой Мухитдиновым. Фирма, действительно имела лицензию на некоторые виды деятельности, но ее срок истек в мае 2007 года. Мошенники же продолжали пользоваться ею гораздо позже.
Вся афера длилась три месяца, в течение которых, под предлогом отправки на работу в Саудовскую Аравию, преступники выманили у своих жертв в общей сложности почти 16 млн сумов (порядка 13 тыс. долларов США), в основном, в иностранной валюте.
На суде Мухитдинов и Низамов признали вину, что помогло им избежать наказания, связанного с лишением свободы, и получили по три года условно. Суд учел их раскаяние, а также то, что они вернули деньги пострадавшим. Отделалась условным сроком по той же статье 168 часть 3, пункт «а» Уголовного кодекса и Шаходат Шокирова. Здесь суд учел наличие у нее троих детей. При этом она должна выплатить потерпевшим семь миллионов сумов.
«Я осталась с детьми одна, - рассказывает Шаходат. - Муж погиб в автокатастрофе. Чистая зарплата - 120 тысяч сумов. Суммой в сорок тысяч на одного ребенка помогает государство. Всего на троих 120 тысяч сумов. В совокупности выходит 240 тысяч. А мальчишки есть просят. И одеть их надо, чтобы в школу и садик не стыдно было ходить. В школе и садике тоже платить надо. И еще коммунальные услуги, квартплата и разные мелочи. Вот считайте, можно так жить? А я хочу, чтобы мои дети ни в чем не нуждались!».
«Интересная ситуация получается, - говорит Шаходат. - Меня оправдали и вновь толкают на преступление. Часть полученных денег я отдала за долги, те же квартирные, коммунальные, долгосрочные и т.д. Часть пустила на ремонт своей квартиры и одежду. Часть - отложила. Отложенные - отдам. А остальные где возьму? У нас такие деньги честно не заработаешь. Значит, опять идти на аферу?»
Число уголовных дел по фактам мошенничества, связанного с трудовой миграцией, катастрофически растет. Это объясняется нехваткой рабочих мест в узбекских регионах и невероятно низкой заработной платой, на которую трудно прокормиться даже одному человеку, не только семье.
Обещание президента Узбекистана Ислама Каримова до нового года поднять средний уровень заработка узбекских граждан до 300 долларов США в месяц, звучат утопически, поскольку каждое очередное увеличение зарплат влечет скачок инфляции - цены вырастают минимум на 50%.
В итоге, каждый такой указ опускает людей во все большую нищету. Отсюда и стремление выехать на работу за рубеж, где, быть может, и не рай, но платят все же лучше, чем на родине.
По закону, для найма на работу за границу следует обращаться в центры занятости на местах, в районах и областном центре. По словам главного специалиста отдела занятости и трудоустройства областного управления по труду и социальной защите населения Сайфитдина Ризаева только в Ташкенте имеется две конторы - Агентство по вопросам внешней трудовой миграции и Бюро по трудоустройству при министерстве труда и социальной защиты населения Узбекистана.
«Наше дело отправить всю полученную информацию об очередном претенденте на выезд в Ташкент, - говорит Сайфитдин Ризаев. - А дальше пусть сами решают, выпускать - не выпускать. Только порой, тянут они резину месяцами, а то и по полгода. Говорят - себя страхуют, досье собирают, ну и, конечно же, - благодарности ждут».
По закону Агентство занимается главным образом устройством на работу в Республику Корея, а Бюро - в Россию и страны СНГ. При найме узбекистанцы получают правовую защиту государства в странах пребывания. Оформляться в этом случае необходимо индивидуально и самостоятельно. Справки можно получить в органах трудоустройства на местах. Окончательное решение принимается в Ташкенте.
На практике все выгляди не столь позитивно. Агентство, предлагая работу в Корее, требует за услуги не менее 3000 долларов США за оформление. Иначе, встав на учет, ждать предложений можно годами. Да так и не дождаться. Бюро по трудоустройству несколько скромнее. Здесь сумма неофициальной оплаты за услуги колеблется от 700 до 1500 долларов США.
Кроме того, необходимо учитывать «окончательное решение в Ташкенте». Здесь, действительно, подразумевается проверка, которую проходят документы каждого будущего гастарбайтера в различных ведомствах, например, Службе нацбезопасности, разрастаясь в пухлое досье. Любая, когда-либо допущенная оплошность в общении с местной властью (даже самая незначительная) может сыграть негативную роль в принятии решения и тогда не видать такому непослушному гражданину зарубежной поездки, как своих ушей.
В конечном итоге, такой «неудачник» начинает искать другие пути к намеченной цели. И находит их через «левых» посредников. Хорошо, если подвернувшийся делец работает честно. А если он окажется мошенником, все может закончиться в лучшем случае, аферой, вроде описанных выше. В худшем случае - рабство, или убийство с целью невыплаты денег за проделанную работу. И такое, как известно, не раз бывало.
Толкает людей на риск погрязшее в административном беспределе государство, не в меру заевшийся чиновничий аппарат. Ведь, если чиновники из агентств и бюро по трудоустройству требуют денег немедленно, то «свободные художники» порой согласны подождать до возвращения, так как по ту сторону границы у них есть свои люди и поэтому уверены - их доход никуда не уплывет. В крайнем случае иные даже довольствуются суммами, лежащими в пределах возможности клиента.
Кроме того, есть еще одна категория трудовых мигрантов - экстремалов. Они собирают деньги только на дорогу «туда», выходят на какой-нибудь станции и начинают предлагать себя в качестве дешевой рабочей силы. Рискованно, но порой фортуна поворачивается лицом, и счастливчики возвращаются домой целые, невредимые, с деньгами в карманах. Но не всегда все оборачивается удачно. Скольких таких пропавших без вести до сих пор ждут оставшиеся без кормильца семьи.
«Практически ежедневно к нам обращается не менее пяти человек, желающих поработать за пределами страны, - рассказывает работник Наманганского областного управление по труду. - И работа всегда есть, надо только не скрывать ее от тех, кто ищет, как у нас часто делают с целью «сорвать деньгу». Например, по последним сведениям на данный период в России, в Белогородской и Новосибирской области требуются строители, швейники и шоферы. Возраст потенциальных гастарбайтеров от 25 до 45 лет. Конечно, имеет значение квалификация».
Ясно, что пока «гибкие» законы Узбекистана не изменятся и не в меру жадные чиновники не начнут отвечать за каждое свое действие, что называется, «на полную катушку», ситуация с нелегальной трудовой миграцией и ее логическими последствиями не изменится.