Узбекистан выходит из Центральноазиатского энергокольца. Пострадают все бывшие советские республики, но больше всех Таджикистан
01.12.2009 15:48 - АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Единая энергосистема Центральной Азии перестала функционировать Компания "Узбекэнерго" сегодня полностью вышла из Объединенной энергетической системы Центральной Азии /ОЭС ЦА/. Центральноазиатское энергокольцо представляет собой систему практически всех энергетических узлов бывших республик СССР. В нее входили 83 электростанции Казахстана, Туркменистана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
Центром является диспетчерский пункт в Ташкенте. На всех - одна сеть линий электропередачи.
Выходя из системы, Узбекистан разрывает единое кольцо ЛЭП. И здесь может остро встать проблема обеспечения электроэнергией севера Таджикистана и некоторых районов Киргизии.
Как заявляют в Ташкенте, это решение принято для обеспечения энергетической безопасности страны, в частности, ради прекращения несанкционированного отбора электроэнергии тем же Таджикистаном.
Кроме того, Узбекистан напоминает, что произошедшая 9 ноября авария на Нурекской ГЭС в Таджикистане привела к серьезному сбою в работе энергосистемы Узбекистана, который привел к отключению магистральной ЛЭП в Сурхандарьинской области и обесточиванию ряда крупных предприятий страны.
В Ташкенте заявляют, Узбекистан, также как Туркмения и Казахстан, уже вышедшие из ОЭС ЦА, имеет право создавать свою собственную систему энергетики, а также говорят о том, что готовы в дальнейшем строить энергетические отношения с соседями на основе межправительственных соглашений, как это делается во всем мире.
Выход Узбекистана из ОЭС ЦА заставляет руководство Таджикистана обратиться к международным организациям и странам-донорам с просьбой об оказании помощи. 20 ноября президент Таджикистан Эмомали Рахмон встретился с большой группой представителей международных организаций, а также мировых и региональных финансовых учреждений. На переговорах, в частности, обсуждались экономические проблемы, связанные с энергообеспечением страны из-за энергетического демарша Узбекистана.
Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС Сергей Михеев из Центра политических технологий, решение "Ташкента выйти из единой энергосистемы Средней Азии, в первую очередь, политическое. Разговоры о том, что Узбекистан намерен в будущем выстраивать отношения с соседями в сфере энергопоставок на рыночных условиях и, к примеру, продавать излишки электроэнергии в Афганистан, имеют второстепенное значение". По его словам, "энергетический конфликт между Узбекистаном и Таджикистаном - это продолжение споров сторон по водным ресурсам. Узбекистан категорически против развития Таджикистаном гидроэнергетики и строительства целого каскада ГЭС на относительно мелких реках. Эти проекты представляют угрозу в плане иссушения орошаемых земель в Узбекистане, что чревато проблемами для хлопководов, а значит, для всей экономики Узбекистана". "Таджикам, понятно, выгодно развитие гидроэнергетики, при том, что на последней встрече Медведева с Рахмоном были достигнуты договоренности о том, что мы поможем Таджикистану в строительстве крупных энергетических объектов", - отмечает С.Михеев. По его мнению, решение Узбекистана выйти из ЕврАзЭС, а также замораживание Ташкентом отношений в рамках ОДКБ /прим.Организация Договора о коллективной безопасности/ - это реакция на договоренности РФ и Таджикистана в сфере энергетики.
"России очень трудно выбрать золотую середину и найти универсальное решение, которое бы помогло помирить между собой Ташкент и Душанбе. Но процесс экономической интеграции на пространстве СНГ протекает очень медленно. У каждой страны свои амбиции, но все они, как правило, хотят реализовывать их за счет денег России", - отмечает С.Михеев.
Решение Узбекистана о выходе с 1 декабря 2009 г из ОЭС ЦА, возможно, окажет влияние на работу энергосистем РФ, так как из европейской части России перетоки электроэнергии в Сибирь осуществляются через территорию Казахстана, входящего в ЕЭС Центральной Азии, сказал РАИ Новости руководитель международного департамента "Совета рынка" Юрий Борисов. "Возможные последствия /решения по выходу Узбекистана/ должен посчитать "Системный оператор ЕЭС". Не исключаю, что это повлияет на энергосистему РФ после того, как произойдет физическое разделение систем", - отметил Ю.Борисов. "Можно высказать только сожаление, так как везде в мире идут обратные процессы интеграции", добавил он. По словам эксперта, объединение энергосистем и их совместная работа позволяют повысить надежность и снизить издержки.
В тоже время, ряд российских экспертов не спешат драматизировать ситуацию и говорят, что решение Узбекистана не окажет влияния на устойчивость энергосистемы РФ, так как "буфером" между энергосистемами Центральной Азии и РФ является Казахстан.
По словам же С.Михеева, пока альтернативы ОЭС ЦА нет, "советская система распределения электроэнергии в регионе могла бы работать и дальше и в процессе ее работы модернизироваться, и при этом громкие скандалы совсем не обязательны".
Отметим, что в течение двух лет в Узбекистане шла работа по закольцовыванию энергосистемы, которая завершилась 25 ноября.
В частности, полностью введена в действие линия электропередачи "Гузар - Сурхан", которая замкнула узбекское энергокольцо и позволила Узбекистану отказаться от транзита таджикской электроэнергии для обеспечения электроэнергией той же Сурхандарьинской области.
Узбекские власти заявляют, что это решение не имеет политической подоплеки, а лишь чисто экономическое обоснование, однако Таджикистан, наиболее зависящий от импорта электроэнергии, так не считает.
Замглавы энергохолдинга "Барки Точик" /"Энергия Таджикистана"/ Алексей Силантьев, в свою очередь, завил, что Таджикистан рассматривает решение Узбекистана о выходе из ОЭС ЦА как политическую меру. "Зная о том, что Таджикистан испытывает дефицит электроэнергии в осенне-зимний период, тем самым Узбекистан оказывает на нас давление", - полагает А.Силантьев.
При этом Таджикистан все же успел соединить свои ЛЭП в единую систему до выхода Узбекистана из ОЭС ЦА - 29 ноября состоялся пуск высоковольтной линии электропередачи "Юг - Север". До этого единой энергосистемы в Таджикистане не было более 70 лет, и страна получала, как было сказано выше, электроэнергию из Узбекистана, взамен поставляя электроэнергию южным районам соседней республики, в частности, Сурхандарьинской области.
Линия электропередачи "Юг-Север" была построена таджикскими энергетиками совместно с китайской компанией ТВЕА и сдана в эксплуатацию на год раньше срока. Нынешняя ситуация, связанная с выходом Узбекистана из объединенной энергосистемы Центральной Азии, еще раз доказывает, что данный проект был полезным и своевременным, заявляют в Душанбе. В дальнейшем с помощью данного энергетического объекта будут построены новые высоковольтные линии электропередач, которые будут соединять энергосистему Таджикистана с Киргизией и Казахстаном, говорят таджикские энергетики.
Отметим также, что Киргизия и Казахстан еще 7 октября достигли принципиальных договоренностей о сотрудничестве в энергетической сфере на встрече премьер-министров двух стран в Бишкеке.
В ходе переговоров стороны достигли принципиальной договоренности о работе энергосистем двух стран с учетом выхода Узбекистана из ОЭС ЦА и приняли все принципиальные решения, которые позволят безболезненно пережить зимний период, сказал тогда премьер-министр Казахстана Карим Масимов.
По словам глав правительств Казахстана и Киргизии, были также достигнуты договоренности о поставках казахстанского угля для нужд киргизских ТЭЦ в обмен на экспорт киргизской электроэнергии в соседнюю республику.