РЕКОРДС СТРАНИЦА E74
5 ФЕВРАЛЯ 2002
Свобода религии в Казахстане: тревожные признаки Выступление Кристофера Смита, Нью-Джерси в Палате Представителей Вторник, 5 февраля 2002
Г-н Спикер! В настоящее время внушающие тревогу поправки к Закону о религии Казахстана ожидают подписи Президента Нурсултана Назарбаева, после чего они вступят в силу. И нижняя, и верхняя палаты парламента Казахстана приняли эти поправки без каких бы то ни было существенных изменений. В итоге, если Президент в десятидневный срок подпишет законопроект, и он вступит в силу, Казахстан в значительной мере отступит от обязательств, взятых на себя в качестве государства-члена Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), гарантирующих его гражданам свободу вероисповедания.
Представленные на рассмотрение в конце ноября 2001 года без публичного обсуждения, 17 января нынешнего года эти поправки были приняты нижней палатой, а 31 января - верхней палатой. Удивительно, с какой поспешностью был принят этот законопроект. До этого Казахстан совместно с Советом экспертов ОБСЕ по вопросам свободы религии и вероисповедания работал над выработкой закона, созвучного обязательствам, взятым на себя Казахстаном как членом ОБСЕ. Дело в том, что в августе 2001 года был отозван более ранний проект закона, подвергшийся суровой критике со стороны экспертного совета. 16 января 2001 года Совет представил отчет по последнему варианту проекта, в котором указывалось на серьезные недостатки в тексте законопроекта. Тем не менее, так получается, что на критику Совета не обратили особого внимания. Согласно имеющимся сведениям, исполнительная власть энергично протаскивала закон, обеспечивающий ужесточение контроля над деятельностью религиозных меньшинств, чем и объясняется такая поспешность с рассмотрением законопроекта.
В ответ на эти события я, Председатель Бен Найтхорс Кэмпбелл и еще шесть членов Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе - Хельсинкской Комиссии, на прошлой неделе обратились к Президенту Назарбаеву с письмом, касающимся этих событий. В тексте этого письма, которое я представляю для ПРОТОКОЛА, отмечены некоторые - но не все - спорные моменты законопроекта, недавно принятого парламентом. Особо стоит упомянуть усложнение процедуры регистрации религиозных организаций и размытые формулировки статей, которые могут позволить произвольно отказывать религиозным группам в регистрации и, следовательно, в юридическом существовании. Таким образом, мы испытываем серьезную озабоченность в связи с будущим свободы религии в Казахстане, идет ли речь о мусульманах или христианах.
Г-н Спикер! В письме мы обращаемся к Президенту Нурсултану Назарбаеву с просьбой не подписывать данных поправок к закону.
Наша озабоченность основывается не на предположениях; подобные правила уже используются в Казахстане для подавления религиозных общин. Так, например, минувшим летом была принята Статья 375 Административного кодекса, согласно которой все религиозные группы должны проходить регистрацию, а незарегистрированные подлежат административному наказанию. Полиция уже применяла эту статью, оправдывая ею преследования, заключение верующих в тюрьмы, а также, по сообщениям, избиения и пытки. Показательным примером являются действия, предпринятые против пасторов Баптистской церкви, не имевших регистрации.
27 октября 2001 г. пастор баптистской церкви Асылбек Нурданов из Казалинска, Кзыл-ординской области, в результате проверки его церкви на предмет регистрации оказался в полицейском участке. По имеющимся сообщениям, там он бы раздет и избит, а один из сотрудников правоохранительных служб попытался задушить его ремнем. Другой пригрозил отрезать ему ножницами язык, если он не отречется от своей веры. Также сообщалось, что 10 ноября пастор Нурданов был задержан и принудительно помещен в психиатрическую больницу в Кзыл-Орде. 16 ноября он был освобожден, но подобное обращение является абсолютно неприемлемым. До нас дошли и другие сведения о полицейском преследовании и задержании пасторов баптистской церкви, не зарегистрировавших свои религиозные общины. Так, например, 25 сентября 2001 года прокуратура г. Актобе возбудила дело против пастора баптистской церкви Василия Кливера по обвинению в "уклонении от регистрации церковной организации". В октябре в Кзыл-Орде по тому же обвинению был арестован и провел пять дней в тюрьме баптистский священник Валерий Пак.
Все эти сообщения о преследованиях, пытках и арестах со всей серьезностью указывают на значительные нарушения Казахстаном взятых на себя обязательств перед ОБСЕ. Очевидно, что наши опасения относительно того, что казахстанские власти будут использовать ограничительный характер предлагаемых поправок для преследования, а может быть, и принудительного закрытия религиозных групп, подкрепляются фактами из недавней практики Казахстана. Г-н Спикер! Я надеюсь, что Президент Назарбаев продемонстрирует должное уважение к тем обязательствам, которые его страна добровольно взяла на себя как член ОБСЕ. Я надеюсь, что он не поставит своей подписи под поправками, и они не вступят в силу.
Г-н Спикер! Я прошу, чтобы текст письма, направленного на прошлой неделе Президенту Назарбаеву, был включен в ПРОТОКОЛ сегодняшнего заседания.
30 января 2002 г.
Его Превосходительству НУРСУЛТАНУ НАЗАРБАЕВУ, Президенту Республики Казахстан, Астана, Казахстан.
УВАЖАЕМЫЙ ПРЕЗИДЕНТ НАЗАРБАЕВ!
В настоящем письме мы выражаем свою озабоченность по поводу предлагаемых поправок к Закону "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Мы расцениваем эти дополнения, которые должны обсуждаться в Сенате 31 января, как спорные и идущие вразрез с обязательствами Казахстана в области прав человека как государства-члена Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Таким образом, в случае утверждения данных поправок Сенатом мы убедительно просим Вас не подписывать их, чтобы не придать им силу закона.
Совет экспертов ОБСЕ по вопросам свободы религии и вероисповедания выпустил обзор предлагаемых поправок 16 января 2002 г. В этом обзоре предлагаемые поправки называются весьма несовершенными, хотя имеет место значительное улучшение ситуации в сравнении с предыдущим законопроектом, отозванным в августе 2001 г. Кроме того, Центр ОБСЕ в Алматы подтвердил, что действующий закон о религии соответствует международным стандартам, и нет необходимости здесь что-либо менять. Таким образом, мы надеемся, что критические замечания Совета экспертов ОБСЕ будут приняты во внимание.
Спорные моменты включают в себя (но не исчерпываются этим) получение разрешения на регистрацию мусульманских групп и строительство мечетей только по рекомендации Духовного управления мусульман Казахстана. Кроме того, количество членов, необходимых для формирования религиозной организации, возросло от 10 до 50 человек безотносительно к религиозному направлению. Далее, в поправках предлагается разрешить роспуск религиозной организации, если ее отдельные члены будут систематически нарушать закон. Любое из этих положений позволит правительству отказывать религиозным группам в регистрации и, соответственно, в законном существовании, что идет вразрез с обязательствами страны по отношению к ОБСЕ. [Страница E75] По сообщениям, оправданием новых требований, изложенных в поправках и создающих дополнительные барьеры при регистрации, Вашему правительству служит необходимость борьбы с религиозным экстремизмом. Однако определение "религиозного экстремизма", предлагаемое в поправках, весьма расплывчато и спорно, и существует потенциальная возможность навешивания ярлыков и запрещения деятельности групп на основе верований, а не за совершение противозаконных действий. Такое расплывчатое определение может способствовать произвольному толкованию верований групп и неравенству групп перед законом.
Наши опасения, что власти Казахстана будут активно использовать новые требования против религиозных групп, не лишены оснований. Хотя действующий закон о религии не требует регистрации религиозных групп, ст. 375 Административного кодекса, добавленная в прошлом году, требует регистрации религиозных групп. С момента введения этой статьи мы получили ряд сообщений от незарегистрированных религиозных групп, которые подвергались уголовному преследованию, а члены этих групп подвергались избиениям во время содержания под стражей. Преследования, задержания и избиения членов незарегистрированных религиозных групп, равно как и несоразмерные уголовные наказания за административные правонарушения являются прямым нарушением обязательств перед ОБСЕ.
Упомянув эти акции, мы хотим напомнить Вам о Московском документе 1991 г., в котором страны-члены ОБСЕ заявили, что вопросы прав человека, фундаментальных свобод, демократии и правопорядка рассматриваются в международном масштабе и являются предметом прямого и правомерного внимания всех стран-участниц, а не внутренним делом конкретной страны. Именно в этом свете мы высказали наши пожелания.
Прошлой осенью Ваше правительство приняло благоразумное решение следовать своим обязательствам перед ОБСЕ и отозвать более ранний вариант поправок. Принимая во внимание огромную важность того, чтобы высокий уровень свободы религии и прав человека, зафиксированный в различных Хельсинкских документах, неукоснительно соблюдался, мы настоятельно просим Вас сделать такой же шаг и не подписывать поправки к закону, если они придут из Сената без существенных изменений.
С уважением,
Бен Найтхорс Кэмпбелл, сенатор, председатель, Стени Х. Хойер, конгрессмен, Зак Уамп, конгрессмен, Элси Л. Хастингс, конгрессмен, Кристофер Х. Смит, конгрессмен, сопредседатель, Джозеф Р. Питтс, конгрессмен, Роберт Б. Адерхолт, конгрессмен, Луиза Макинтош Слотер, конгрессмен.
http:/wrlc.org:2203/k2/displayDocument.jsp?formAction=start&seq=4&historyPtr =0&-hitset=-497846501
КОНГРЕШНЛ РЕКОРДС 08 Feb 2002