Амнистия по случаю Уразы
5 октября 2007г. ? 38 (766), Деловая Неделя, Казахстан
Аскар ТУРСУНБАЕВ, Ашхабад
Бердымухамедов постепенно освобождает туркменских политзаключенных
В канун Ночи всемогущества священного месяца Рамазан из тюрем Туркменистана на свободу выйдут более 9 тысяч заключенных. Точнее, Указ президента страны Гурбангулы Бердымухамедова «О помиловании в честь священного дня «Гадыр гиджеси» от 29 сентября 2007 года коснулся 9 тысяч 13 человек, которые до конца рабочей недели должны освободить пенитенциарные заведения страны.
В понедельник туркменские СМИ опубликовали списки помилованных. Единственной в стране русскоязычной газете «Нейтральный Туркменистан» в этом году также было разрешено разместить все фамилии амнистируемых, перечень которых занял 48 страниц. В прошлом году по распоряжению бывшего главы туркмен список помилованных лиц на русском языке не публиковался.
Как свидетельствуют газетные списки, почти половина из всех помилованных - «счастливчики», не успевшие привыкнуть к тюремному быту, поскольку были осуждены в текущем году. В их число вошел и бывший офицер Министерства национальной безопасности Нурмурад Реджепов - сын бывшего начальника Службы охраны Сапармурата Туркменбаши- генерал-лейтенанта Акмурада Реджепова, 17 лет служившего главным охранником первого лица государства и сменившего эту должность в мае этого года на долгосрочное тюремное заключение. Бывший полковник МНБ тридцатилетний Нурмурад Реджепов, приговоренный в ходе закрытого судебного процесса Верховным казыетом (судом) 27 июля 2007 года к лишению свободы на 13 лет, отбывал наказание всего два месяца.
Высочайшим указом помиловано и другое лицо, широко известное как в Туркменистане, так и за его пределами - бывший директор ассоциации «Туркменатлары» («Туркменские кони») Гельды Кяризов, арестованный 31 декабря 2001 года. Ему повезло меньше, он не видел свободы без малого шесть лет. Гельды Кяризов дружил с Борисом Шихмурадовым - бывшим вице-премьером и экс- министром иностранных дел, который впоследствии стал известным оппозиционером и был осужден 5 лет назад на пожизненный срок. Незадолго до суда над Кяризовым, на пресс-конференции в ходе первого саммита глав Прикаспийских государств в Ашхабаде, Сапармурат Туркменбаши, отвечая на вопрос российского журналиста, охарактеризовал коннозаводчика, как энергичного профессионала, далекого от политики. Глава туркмен пообещал тогда, что, если в ходе судебного разбирательства не будет доказана его вина в предъявленном ему обвинении в злоупотреблении служебными полномочиями, то Гельды Кяризова выпустят на свободу. Очевидно, жрецам Фемиды удалось доказать преступные деяния директора «Туркменатлары» и он был осужден в мае 2002 года на 6 лет лишения свободы за хищение государственного имущества в особо крупных размерах. Нынешний Указ о помиловании, как предвкушали многие, не коснулся осужденных за причастность к ноябрьским событиям 2002 года (неудавшийся теракт с целью свержения Туркменбаши). Это позволило возобновить критические нападки туркменских оппозиционеров, эмигрировавших на Запад в период правления первого лидера нации, упрекающих его преемника лишь в косметических преобразованиях в стране, которые не характеризуют поворота страны на демократический курс развития. Мнение этих критиков, оторванных от реальных событий, происходящих в Туркменистане из-за опасения по поводу того, что им амнистия «не светит», простые туркменистанцы в публичных разговорах считают безосновательным. С приходом к власти Гурбангулы Бердымухамедова сразу же был издан ряд либеральных законов, направленных на реформирование многих социальных сфер, в том числе и судебной. Отметим, в первые же дни правления нового президента был издан Указ об образовании Государственной комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов. Как подчеркивалось в документе, комиссия создана «в целях дальнейшего развития демократических основ в государственной и общественной деятельности Туркменистана, обеспечения защиты прав и свобод личности, провозглашенных в Конституции страны, а также совершенствования порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов». Это дало право туркменистанцам обжаловать многие судебные приговоры, и акция помилования основывается на обращениях граждан, в том числе и заключенных.
Напомним, в августе текущего года за месяц до очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в которой нынешний лидер Туркменистана участвовал в качестве вице-председателя, внеурочно были помилованы 11 политзаключенных, осужденных на различные сроки (от 15 до 25 лет) за попытку государственного переворота в 2002 году и покушения на жизнь Сапармурата Туркменбаши. В числе помилованных - бывший муфтий страны Насруллах ибн Ибадуллах, осужденный на двадцатидвухлетний срок заключения в начале марта 2004 года, престарелый Юсуп Хаитов, и несколько родственников, а также близких, непосредственных участников заговора. В Нью-Йорке на лекции в Колумбийском университете президенту Гурбангулы Бердымухамедову задали вопрос о судьбе заключенного Бориса Шихмурадова и его ближайших соратников. Туркменский лидер прямо ответил, что все они живы. Зарубежные наблюдатели не исключают возможности последовательных единичных помилований всех политических противников Туркменбаши, вплоть до самых главных оппонентов прежнего режима, при очередных амнистиях, которые будут проводить, как было обещано главой государства, поэтапно, несколько раз в год.