Над Ираном тучи ходят хмуро
5 октября 2007г. ? 38 (766), Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Соединенные Штаты дружат с Россией только на дипломатических приемах и готовы наказать за сотрудничество с Ираном любую страну, где бы та ни находилась
В американской столице почти одновременно произошли два события. Одно из них - исторический сбор всех послов России в США и Соединенных Штатов - в России с момента развала Советского Союза. А другое - невзирая на дипломатические расшаркивания и дежурные любезности, которые друг другу регулярно говорят при встречах президенты двух стран, конгресс Соединенных Штатов принял решение о введении санкций против российских компаний, работающих в Иране или намеревающихся сотрудничать с этой страной в сфере энергетики.
Само по себе совпадение этих двух событий в отношениях между Москвой и Вашингтоном вовсе не случайно. Слишком много в глаза друг другу говорят политики этих стран любезностей, и слишком мало за ними стоит действительно желания сотрудничать и решать совместно важнейшие мировые вопросы.
Накажут всех, кого заподозрят
Надо сказать, что американские законодатели уже давно грозили и России, и другим странам, желающим продолжать сотрудничать с ненавистным Америке Ираном, разного рода санкциями. Наверное, только Венесуэлу и Белоруссию сегодня такими санкциями не запугать. А вот всем остальным нужно было внимательно прислушиваться к тому, что говорят американские конгрессмены, и играть, как в таких случаях говорят, «на опережение» - то есть либо убеждать народ на Капитолийском холме в пагубности подобной санкционной политики, либо еще изощреннее прикрывать свои связи с Тегераном.
В результате после долгих угроз и окриков всем «не успевшим спрятаться», американский конгресс все-таки принял законопроект, вводящий санкции в отношении правительств и компаниий тех стран, которые сотрудничают с Тегераном в сфере энергетики. Документ этот еще должен пройти утверждение в сенате США, но уже сегодня ясно, что теперь под очень большим вопросом окажутся фактически все ранее намеченные российско-иранские и российско-американские энергетические проекты.
Документ под пугающим названием «Акт о воспрепятствовании распространению Ираном ядерного оружия» был предложен конгрессменом-республиканцем венгерского происхождения Томом Лантосом, который не просто очень не любит президента России Владимира Путина («Я именно его не люблю, а к русским я отношусь хорошо» - неоднократно подчеркивал американский конгрессмен), а старается сделать все возможное, чтобы его также не любили и другие влиятельные американские политики.
Этот законопроект поддержало подавляющее большинство американских конгрессменов (397 из них проголосовали «за», и только 16 - «против»), что за последние несколько месяцев является чуть ли не рекордом единодушия законодателей на Капитолийском холме.
В этом документе предлагается ввести серьезные ограничения на сотрудничество американского правительства и американских частных компаний со всеми странами, осуществляющими энергетические проекты с Ираном, и прежде всего - с Россией.
Так, данный законопроект, в частности, предполагает запрет на развитие экономического сотрудничества с государствами, инвестирующими в энергетический сектор Ирана свыше 20 млн. долларов. Речь в данном случае идет о новых договоренностях, которые могут быть заключены зарубежными государствами с Ираном уже после принятия в Соединенных Штатах «Акта о воспрепятствовании распространению Ираном ядерного оружия».
В этой связи России вроде бы не стоит особо опасаться введения американских санкций за осуществление Москвой проекта по сооружению Бушерской атомной станции, который вполне может быть закончен в будущем году.
А вот целому ряду западноевропейских компаний, которые успешно сотрудничают с Ираном, и в частности - должны поставлять на Бушерскую станцию техническое оборудование (но по российским, а не иранским контрактам) - в том числе Royal Dutch Shell, норвежской Norsk Hydro, французской Total и китайской National Offshore Oil это гарантированно нанесет существенный ущерб.
В своем выступлении американский конгрессмен Лантос отметил, что в то время, когда Соединенные Штаты и их союзники пытаются не допустить получения Ираном собственного ядерного оружия, Россия делает все возможное, чтобы ядерные технологии все же у Тегерана оказались. И поэтому США, по его словам, должны сделать все возможное, чтобы российско-иранский ядерный альянс не состоялся, а все те в России, кто хочет вооружить господина Ахмадинежада ядерным оружием, были примерно наказаны.
Новых соглашений между Россией и США может и не быть
Подобный законопроект крайне опасен не только для западных компаний, сотрудничающих сегодня с Ираном, но и для России. Ведь отдельный пункт этого документа предполагает введение запрета на подписание новых российско-американских договоренностей в сфере ядерной энергетики. А Москва только что сама предложила Соединенным Штатам как раз обратное - расширять связи в этом направлении.
Однако теперь новые российско-американские соглашения в сфере энергетики могут быть заключены только в том случае, если президент Соединенных Штатов представит конгрессу специальный отчет, в котором будет документально подтверждено, что Россия не сотрудничает с Ираном в военной и ядерной сфере (то есть Москва не должна поставлять Ирану технологии двойного назначения, а также современное оружие, под понятие о котором сегодня попадают практически все виды вооружений, продаваемых Россией Тегерану).
Лантос также заявил, что жесткие меры против Ирана желательно применить в рамках Совета Безопасности ООН, однако если Россия и Китай будут продолжать блокировать ооновские санкции, на которых настаивает Америка, то Вашингтон должен сам сколотить некую «антииранскую коалицию» и примерно наказать и сам Иран, и всех тех, кто способствует его вооружению и развитию в этой стране собственной ядерной программы.
Показательно, что предложенный Лантосом законопроект не допускает в вопросе о принятии антииранских санкций использования президентского вето. А это означает, что президент Соединенных Штатов Джордж Буш, в каких бы дружеских отношениях он ни находился со своим российским коллегой Владимиром Путиным, не сможет заблокировать введение санкций против России и других стран, которые осмелятся сотрудничать с Ираном в сфере энергетики и ядерных технологий.
Правда, американский сенат вполне может несколько смягчить представленный палатой представителей законопроект и даже в состоянии проголосовать за использование президентского вето в вопросе об антииранских санкциях. Но в любом случае документ этот весьма нежелателен для России, тем более что 16 октября состоится первый за всю историю визит российского президента в Иран. Как известно, в Тегеране состоится саммит стран Каспийского региона, и прибывающий туда Путин после принятия «энергетического законопроекта» конгресом Соединенных Штатов будет иметь со своим иранским коллегой еще одну крайне щекотливую тему для переговоров.
И хотя российская сторона уже заявила о том, что американские законопроекты не могут определять развитие российско-иранских отношений в сфере энергетики, тем не менее подпортить общий фон российско-американских отношений (которые и так не блещут особой любовью и дружелюбием) этот документ вполне может.
К тому же если подобный законопроект станет действующим законом, то и Россия, и Китай будут вынуждены в развитии собственных энергетических проектов обходиться собственными силами без американских технологий и кооперации с США. Но зато у них будут развязаны тогда руки к более тесному сотрудничеству в энергетической сфере с тем же Ираном, что гарантированно приведет Белый дом в еще большую ярость и вызовет на Капитолийском холме новый приступ антироссийских чувств.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что американский конгресс принимал подобный документ незадолго до проведения президентских выборов как в США, так и в России и Иране. При этом гарантированно будут в предстоящие месяцы стабильно ухудшаться как российско-американские, так и американо-иранские отношения. Это понимают и те самые конгрессмены, которые проголосовали за законопроект, понимают это и в Белом доме, поскольку тот же Дж. Буш и его команда переизбираться на новый срок не планируют.
Холодная водка лучше, чем холодная война
...А тем временем сразу 11 послов США в России и России - в Америке собрались в Вашингтоне, чтобы отметить 200-летие установления дипломатических отношений между двумя государствами. Кто-то даже пошутил, что это было самой высокой концентрацией послов ведущих мировых держав на один квадратный метр офисной площади.
И действительно: с российской стороны в Вашингтон пожаловали бывшие послы в Америке Комплектов, Бессмертных, Дубинин, Лукин, Воронцов и нынешний посол Ушаков. Не прилетел по причине плохого самочувствия только Анатолий Добрынин - патриарх еще советской дипломатии, проведший в Соединенных Штатах на посту посла СССР целых 23 года.
А с американской стороны присутствовали экс-послы в России Мэтлок, Коллинз, Вершбоу (специально для этого прилетевший из Кореи, где он сейчас работает послом США), а также нынешний посол Соединенных Штатов в Москве Бернс. Отсутствовал - и опять-таки по причине проблем со здоровьем последний посол Соединенных Штатов в СССР и первый - в России Боб Штраус.
Интересно, что все эти уважаемые дипломаты излучали на встрече само радушие, улыбались и по-приятельски фотографировались друг с другом (ну, действительно, когда еще им всем удастся вот так, в непринужденной обстановке, увидеться!), говорили друг другу комплименты. Но как только я расспрашивал их о том, что же будет дальше с российско-американскими отношениями, то ответ почти дословно был такой: «Вы хотите знать правду или что-то услышать для печати? Если правду - то будет еще хуже, а если для печати - то у наших стран очень большой потенциал для сотрудничества».
И в этом, как мне кажется, и кроется во многом суть проблемы не только непонимания позиций друг друга по иранскому вопросу, внесения разного рода законопроектов, по которым Россия и Америка не могут сотрудничать то в одной сфере, то в другой. На самом же деле отношения между Москвой и Вашингтоном, как и во времена холодной войны, остаются крайне неискренними, «ненастоящими», ведомыми узкими конъюнктурными соображениями и желанием обязательно оттолкнуть «заклятого партнера», дать ему исподтишка хорошего пинка и при этом скорчить гримасу натруженной улыбки и полного политеса.
Сами по себе и российские политики, и американские прекрасно понимают, что вместо того, чтобы пикировать и обвинять друг друга во всех смертных грехах было бы куда разумнее действительно сотрудничать в огромном количестве сфер, где и Америке, и России есть что предложить. Но это все на словах да на дипломатических приемах. А вот когда дело доходит до реального осмысления окружающего Америку и Россию мира, то начинаются старые добрые игры в холодную войну.
В свою бытность советским послом в Вашингтоне Анатолий Добрынин прославился знаменитой фразой, которую он регулярно произносил на приемах, подняв штоф «беленькой»: «Господа, холодная водка лучше, чем холодная война». Хотелось бы только, чтобы об этом помнили российские и американские политики как можно чаще - и не только на дипломатических приемах.