CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Залежи Каспия в центре борьбы между Россией и США

18 октября 2007

Залежи Каспия в центре борьбы между Россией и США

18 октября 2007, ИноСМИ.Ru

Джуди Демпси (Judy Dempsey), ("The International Herald Tribune", США)

Кому контролировать огромные энергоресурсы, покоящиеся в глубинах Каспийского моря?

Каспийское море - это море или озеро? Ответ на этот вопрос может очень существенно повлиять на будущее энергетической отрасли. Если это озеро, то страны, его окружающие, имеют права не давать иностранным кораблям и энергетическим компаниям вообще никакого доступа в него. Если же это море, то его режимом управляют международные договоры, по которым кое-какие права у иностранцев все же имеются.

Каспийское море - один из самых крупных в мире замкнутых водоемов - стало новой ареной силовой борьбы, в которой участвуют Соединенные Штаты, Россия и все приграничные страны, включая Иран. Главный вопрос - кому контролировать огромные энергоресурсы, покоящиеся в его глубинах?

Вопрос о статусе Каспия не удается разрешить еще с распада Советского Союза в 1991 году. В последние несколько лет США пытаются проложить в регионе альтернативные энергетические маршруты, которые ослабили бы региональное господство России и Ирана. Россия же, наоборот, старается установить полный контроль над всеми путями транспортировки грузов по водам Каспия.

В прошлом году во время своего визита в Казахстан вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney), пользуясь случаем, пошел в жестокую словесную атаку на президента России Владимира Путина, которого он обвинил в свертывании демократии и нарушениях прав человека. Выбрав для этого выступления именно Казахстан, правительство Буша как бы застолбило плацдарм для американского влияния в регионе - и тут же занялось подготовкой к строительству трубопровода, который шел бы в обход и России, и Ирана.

Во вторник свой столбик рядом поставил Путин. Во время своей поездки в Тегеран - это первый визит кремлевского лидера в Иран за 64 года - он встретился со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом (Mahmoud Ahmadinejad), перед которым замаячила перспектива ужесточения санкций ООН в случае неподчинения требованию Совета Безопасности об ограничении иранской ядерной программы. Естественно, все тут же сконцентрировали внимание на противостоянии Ирана и ООН - но Путин ездил в Иран не за этим. Ему нужен был саммит, на котором он провел встречи как с Ахмадинежадом, так и с лидерами трех центральноазиатских стран, которых он хочет сделать своими союзниками в игре, где на кону стоит Каспий.

- На тегеранском саммите обсуждался в основном будущий статус Каспийского моря, - заявил Йоханнес Райснер (Johannes Reissner), эксперт по Ближнему Востоку из Германского института проблем безопасности и международных отношений (German Institute for International and Security Affairs). - Иран и Россия чрезвычайно сильно заинтересованы в том, чтобы решить этот вопрос, однако по этому поводу между ними существуют серьезные противоречия.

Свой каспийский берег есть не только у России и Ирана, но и у Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Все эти страны хотят получить максимальную долю запасов нефти и благоприятный режим морского транспорта, но ни одна из них не может прийти к согласию с остальными относительно статуса столь ценных вод.

Исторически между Россией и Ираном была договоренность считать Каспийское море озером и делить его пополам. Однако в 1991 году, когда распался Советский Союз, ситуация изменилась. Сначала Иран и Россия договорились не менять режим соглашений, подписанных в 1921 и 1940 годах, и Москва получила согласие ставших независимыми Азербайджана, Казахстана и Туркменистана придерживаться этого же режима, поскольку в момент подписания предыдущих соглашений все они были составными частями Советского Союза.

Однако в 1998 году представители Азербайджана заявили, что Каспийское море - это международное озеро, и необходимо официально считать его таковым. На практике это означало, что и поверхность, и дно Каспия нужно разделить на пять секторов по длине береговой линии каждого из омываемых им государств. Россия в таком случае потеряла бы кое-что, а Иран потерял бы очень много. Иран выступил против такого плана, поскольку, по оценкам экспертов, его доля в водах Каспия составила бы не 20, а всего 14 процентов.

Став президентом России в 1998 (так в тексте - прим. перев.) году, Путин постарался вытянуть ситуацию из тупика, активно расширяя энергетические связи между Россией и центральноазиатскими странами и ставя препоны на пути продвижения США в регион. По словам аналитиков, Путин, видя, что американские и другие западные энергетические корпорации уже готовы заключать с Казахстаном и Азербайджаном контракты на разведку полезных ископаемых и ради этого могут проталкивать свои интересы на переговорах по Каспию, начал поиск компромисса, который устроил бы все прибрежные страны. Однако поиск решения по статусу Каспийского моря оказался весьма опасным занятием.

В 2001 году в ответ на азербайджанскую экспедицию, вышедшую в южную часть моря на разведку нефтяных месторождений для British Petroleum, Иран в качестве предупреждения выпустил в море военный корабль и поднял в воздух истребители. Азербайджан, вынужденный осуществлять транзит своих энергоносителей через Россию, согласился на сепаратную сделку с Путиным, по которой две страны договорились о разделе части морского дна. Примерно такой же договоренности удалось достичь и с Казахстаном. В обоих случаях Иран до переговоров не допустили.

- В последние годы Иран оказывается во все большей изоляции, - сказал один европейский дипломат, не пожелавший назвать свое имя, так как в настоящее время работает в регионе. - Иран видит, что делает Россия, и чувствует, что его готовятся обойти при принятии крупных региональных решений.

Однако не допустить США в сферу своих традиционных интересов России не удалось. В 2005 году американцы поддержали строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому нефть можно перекачивать в Турцию по территории Грузии, минуя Иран и Россию. Кроме того, Соединенные Штаты активно поддерживают проект строительства транскаспийского трубопровода, по которому Туркменистан мог бы передавать газ в Азербайджан и далее в Европу. По словам европейских дипломатов, тем самым США хотят добиться снижения зависимости Европы от России и - опять же - изоляции Ирана.

Владимир Милов, директор московского Института энергетической политики, скептически относится к проекту трубопровода, проложенного по дну Каспия.

- Если отвлечься от оптимистических заявлений США, то перспективы транскаспийского газопровода достаточно туманны, поскольку не разрешен вопрос о статусе дна Каспийского моря, - заявил он в сентябре.

И, как бы в подтверждение этих слов, никаких прорывных заявлений на саммите каспийских государств сделано не было. По сообщению официального иранского информационного агентства ИРНА, пять лидеров договорились о создании организации по экономическому сотрудничеству. Она соберется в Азербайджане в следующем году. Иными словами, вопрос о будущем транскаспийского газопровода и проекта Nabucco еще не снят с повестки дня, но влияние России в регионе получило очередное подтверждение.

inosmi.ru

Предыдущая статьяВизит Путина в Иран
Следующая статьяРоссия и Иран ужесточают свои позиции по отношению к Западу