CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

geo.kz

Яна Толмачева. Каспийский Саммит в Тегеране: неразрешенный вопрос

23 октября 2007

Яна Толмачева. Каспийский Саммит в Тегеране: неразрешенный вопрос

23.10.07, geo.kz

Встреча лидеров пяти прикаспийских стран по вопросу определения статуса Каспия и раздела морского дна, не привела ни к какому содержательному решению. Тем не менее, делегаты остались довольными исходом переговоров, главным результатом которых стала декларация о намерениях.

Не определяя четких временных рамок в разрешении каспийского вопроса, декларация все же придала чувство уверенности для каждого из делегатов. Декларация утвердила принцип невмешательства внешних стран в процесс решения об использовании ресурсов Каспия. Было так же согласованно, что все дальнейшие правовые вопросы по разделу территории Каспия будут решаться путем консенсуса.

С точки зрения Ирана, и возможно России, самой важной частью декларации стала статья о региональной безопасности, в которой говорится, что "Стороны договорились никогда не предпринимать военных действий против прибрежных Каспию стран." Так же, "Стороны повторяют, что они не позволят другим странам использовать свою территорию для военных действий против прибрежных стран." Данное определение поможет предотвратить возможность США использовать территорию и военные сооружения Азербайджана в целях потенциальной атаки на Иран.

Море или Озеро?

Вопрос об официальном определении статуса самого большого внутриматерикового водоема остается открытым. Здесь конфликт интересов встает между Ираном и Казахстаном. В то время как Иран настаивает на определении водоема как озеро, Казахстану выгоднее, если Каспий официально станет морем. В этом вопросе все упирается в раздел ресурсов, точнее кому достанется больший кусок этого богатого ресурсами водного тела.

Согласно существующим нормам морского права, прибрежные к морю государства имеют право на использование морских ресурсов соответственно длине их морских границ, т.е каждая страна -строго в пределах своей территории. С другой стороны, страны, граничащие с озером должны поровну делить права на использование ресурсов, следовательно, и выручку от пользования ими.

Позиция Ирана определяется несколькими факторами: у страны самая короткая и сравнительно обделенная ресурсами прибрежная граница с Каспием. Если водоем станет морем, доля Ирана будет лишь 13 %, по сравнению с потенциальными 20 %, которые страна могла бы получить, если Каспий станет озером.

Формула, которую поддерживают Азербайджан, Россия и в особенности Казахстан позволит каждой из этих стран получить больше 20 % Каспия. Казахстану такая позиция особенно выгодна, так как казахская граница самая длинная и богатая ресурсами, такими как Кашаганское месторождение. Если Каспий приобретет статус озера, казахской стороне придется делиться ресурсами этого огромного месторождения с остальными четырьмя прибрежными странами.

Препятствия

Сущность конфликтных интересов каждой из стран служит причиной длительных переговоров по определению статуса Каспия. В следующий раз страны договорились встретиться в 2008 году в Баку. Мнения журналистов и экспертов о том, будет ли подписан Каспийский договор, определяющий статус водоема, разделяются. Как полагают эксперты, существует возможность, что в конечном итоге вопрос разрешится по принципу квипрокво, когда Иран согласится смягчить условия, в обмен на гарантии безопасности северных границ страны.

Многие считают, что ключом в подписании Каспийского договора станет согласование условий договора между Азербайджаном и Туркменистаном. Если эти страны достигнут согласия между собой, Иран окажется под давлением определиться с условиями.

Следует упомянуть, что гарантии мер безопасности воспринимается как довольно серьезный вопрос всеми пятью прикаспийскими странами. Особенно, когда такие люди, как Вице-Адмирал Кевин Ж. Косгрифф, командующий 5 Флотилией центрального командования военно-морского флота США приезжают в Казахстан для обсуждения возможностей сотрудничества в инициативах по формированию и содержанию военно-морских сил в Каспийском регионе.

Еще одним из препятствий, выявленных на Тегеранской встрече, стало разногласие между Россией и Казахстаном по вопросу строительства транс-Каспийского нефтепровода, который получает сильную поддержку США. Назарбаев спорил, что строительство этого нефтепровода должно быть согласованно только между непосредственно участвующими странами. Однако, Путин ссылаясь на экологические вопросы, выразил, что любой проект по строительству нефтепровода должен быть подтвержден всеми прибрежными Каспию странами.

Другие вопросы

Кроме вопросов по разделу Каспия, Иран, Казахстан и Туркменистан пообещали сделать шаги для того, чтобы соединить их железнодорожные сети, которые будут так же присоединены к Российским железным дорогам.

Владимир Путин так же обсуждал с Иранским президентом вопрос о сотрудничестве в сфере ядерной энергии и энергетики. Некоторые эксперты полагают, что Путин надавил на Ахмадинеджада, предлагая Ирану войти в основанный Россией газовый картель. Говорят, что формирование такого картеля является давней целью российского президента. Как пишет западная и российская пресса, если Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран скоординируют свою газовую деятельность, У Венесуэлы и Алжирии, как у крупных экспортеров природного газа, не будет выбора, как только вступить в этот картель.

Яна Толмачева, www.geo.kz

geo.kz

Предыдущая статьяВосток слишком тесен?
Следующая статьяСША оценили референдума в Киргизии на дохлую тройку