CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

В Таджикистане антиузбекская кампания добралась и в казарму?

24 октября 2007

В Таджикистане антиузбекская кампания добралась и в казарму?

24 октября 2007 13:37,

Бардаком в армии в Таджикистане никого не удивишь. Только за первые шесть месяцев этого года зарегистрированы более 50 случаев грубых нарушений военной дисциплины в рядах армии. И это только те, которые стали известны малочисленным правозащитным организациям действующим в стране. Представитель душанбинской неправительственной организации на условиях анонимности сообщил, что подавляющее большинство преступлений в армии провоцируются офицерским составом. Именно с подачи и их молчаливого согласия новобранцы подвергаются систематическим пыткам. Случаи суицида в армии вызывают наибольшую тревогу. К сожалению, таджикские военные приводят совсем другую статистику. В их толковании дедовщина вот-вот будет истреблена. К примеру, осенью 2006 года главный военный прокурор страны Юсуф Рахмонов как ребенок радовался тому, что за год были амнистированы всего лишь 2 тысячи военнослужащих преступников(!), в то время как в 2001 году их было 7 тысяч. Господин прокурор попросту проигнорировал тот факт, что в 2001 году эхо долгой гражданской войны еще четко звучал в ушах таджикистанцев и тогда уровень преступности в стране в целом был в несколько раз выше. И вообще две тысячи преступников на армию с численностью в 20 тысяч человек страшная цифра. Выходит, что каждый десятый военнослужащий является преступником.

В данное время правозащитники внимательно следят за расследованием уголовного дела в отношении капитана Курбона Сафарова и лейтенанта Мирахмада Одинаева офицеров воинской части 2720 КОГГ ГКНБ РТ, которые подвергали жестоким испытаниям своих подчиненных солдат Шерхужа Казакова и Гулмухаммада Азимова. Напомним, что офицер именно этой воинской части в марте 2007 года был осужден на 12 лет лишения свободы за то, что буквально истязал военнослужащего срочной службы.

Вереница жестоких преступлений наших военных впечатляет, среди них отдельной статьей стоят преступления на сексуальной почве. Проблемой в этой плане является то, что мужское достоинство заставляет наших детей всю жизнь молчать о сексуальных надругательствах, совершенных над ними в рядах доблестной таджикской армии. Сложная ситуация с правами военнослужащих несомненно является следствием криминализации таджикского общества в целом. Да и огромный перечень социальных проблем наших военнослужащих не добавляют оптимизма. Ведь, полковник таджикской армии получает меньше, чем российский прапорщик. Солдаты, вместо военной подготовки, работают в подсобных хозяйствах командиров частей и на строительствах особняков богатых таджиков. Именно по этой причине неуставные отношения - обычная картина в воинских частях: дедовщина, взяточничество. Впрочем, дедовщину таджикские военные называют «школой, которая позволит в случае пленения не завалиться на допросах».

Как мы уже отмечали армия неотъемлемая часть нашего общества, и она как индикатор реагирует на все процессы, происходящие в нашей стране. Именно об этом свидетельствуют поступающие из различных воинских частей тревожные сведения о националистических проявлениях. На фоне разворачивающейся постыдной антиузбекской кампании ничего удивительного нет в том, что возросли количество инцидентов связанных с избиением узбеков, проходящих действительную военную службу в рядах таджикской армии.

В эти дни в Исфаринском пограничном отряде проходит прокурорская проверка по факту массовой драки между военнослужащими таджикской и узбекской национальности. Не выдержали постоянных истязаний со стороны сержанта контрактника таджика Саидсафо Муллобандоева 7 узбеков новобранцев, призванных на службу из Курган-Тюбинского района Таджикистана. В воинской части Саидсафо за глаза называют не иначе как «Чикатилло» за его крутой нрав и придумываемые им все новые виды пыток для рядового состава. Вот и 7 августа после очередного случая измывательства со стороны сержанта изверга на национальной почве лидер узбеков Сафар Валиев затеял драку с «Чикатилло», который перерос в настоящую битву.

Родители С.Валиева и других новобранцев надеются на справедливый исход прокурорской проверки. А правозащитники не уверены в том, что наши следователи смогут дать правильную оценку случившемуся факту проявления национализма.

Огласка информации о националистических выходках в нашей армии может повредить имиджу Таджикистана. Но, тем не менее, уже нельзя замалчивать преступную политику наших властей в этой области. Участились случаи изъятия из продажи печатных изданий, даже лицензированных аудио-видео кассет и CD дисков на узбекском языке, даже в школах отмечается издевательское и оскорбительное отношение к учащимся узбекской национальности. Нехватка, а то и вовсе отсутствие учебников для учащихся-узбеков на их родном языке, тенденция к сокращению школ с узбекским языком обучения красноречиво говорят о великотаджикском шовинизме. И это происходит в стране, точнее в тех ее районах, которые больше всего населены этническими узбеками, являющимися коренными жителями этих мест, а не переселенцами в ходе каких-то социально-демографических процессов в недавнем прошлом. Напомним, что узбеки занимают второе место по численности после титульной нации (всего около 30%).

Национализм, к сожалению, как орудие решения своих проблем использовался и в недавней истории и нашего бывшего государства, СССР. Я не помню государства или лидеров, которые бы не потерпели фиаско, прежде всего от своей недальновидной политики великодержавного шовинизма и национализма.

Зухритдин Лалбеков

iamik.ru

Предыдущая статьяАнализ политических событий в Кыргызстане за январь -апрель 2007 года
Следующая статьяСтрасти по Турции