ИРАНСКАЯ ЧИСТКА
24.10.2007, ПОЛИТКОМ.РУ
Виталий Портников
Депутаты иранского парламента утверждают, что министр иностранных дел страны Манушер Моттаки попросил президента страны Махмуда Ахмадинеджада об отставке. Если эта отставка состоится, это будет уже второй сенсационный уход ведущего иранского переговорщика по ядерным вопросам. Как известно, ранее свой пост оставил руководитель иранского совбеза Али Лариджани. И что любопытно - отставки начались сразу же после отъезда из Тегерана президента России Владимира Путина.
Конечно, на первый взгляд, никакой видимой связи между визитом российского президента в Иран и перестановками на политической сцене этой страны быть не может. Но на самом деле в таких странах, как Иран, решение об отставках дипломатов может означать серьезное изменение внешнеполитической линии. И многие наблюдатели, уже говорившие об этом изменении после отставки Лариджани, теперь обязательно озаботятся возможной отставкой Моттаки. Тем более что оба политика активно участвовали в подготовке иранского визита российского президента.
Об итогах переговоров Путина в Иране на самом деле известно не так уж много. Встречавшийся с российским президентом сразу же после возвращения Путина из Ирана израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт заявил, что удовлетворен разъяснениями российского президента по иранскому вопросу и тем, что Россия "не поставит Израиль в положение, когда ему может угрожать опасность". Между прочим, это заявление Ольмерта, сделанное после поездки в Москву, оказалось единственной конкретной официальной реакцией на возможные последствия переговоров иранских лидеров с российским президентом.
В Москве хранили молчание. Возможно, еще и потому, что российское руководство устраивает эффект последних международных встреч президента - встретиться в течении всего нескольких дней с аятоллой Хаменеи и Эхудом Ольмертом может позволить себе не каждый политик. Дипломатическая игра удалась, и теперь все понимают, какую серьезную роль в умиротворении Ирана может сыграть Кремль. На этом фоне незамеченным остается тот факт, что в Тегеране практически проигнорировали письмо российского президента, содержавшее в себе его предложения относительно плана урегулирования ситуации. Более того, наблюдатели отметили, что после отъезда Путина из Тегерана иранская позиция даже ужесточилась: отставки в иранском руководстве как раз и становятся отражением этого ужесточения и нежелания позитивно реагировать на предложения российского президента.
А это означает, что решение вопроса о ядерном будущем Ирана заторможено, и совершенно неясно, сколько еще инициатив придется выдвигать Владимиру Путину.