«Татнефть» вернется в Ирак
30.10.2007, РБК daily
ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА
В рамках контракта с американской компанией
У «Татнефти», имевшей несколько контрактов в Ираке до начала войны, появился шанс вернуться в страну. Американская Hyperion намерена привлечь российскую компанию к работе в Ираке, а также начать сотрудничество по разработке битумных месторождений. Не исключено, что компании обменяются интересующими активами, что позволит «Татнефти» обзавестись новым зарубежным проектом.
На прошлой неделе руковод-ство «Татнефти» и американ-ской Hyperion провели встречу, в рамках которой зарубежная компания предложила российской «объединить усилия в разработке битумных месторождений и месторождений, находящихся на поздних стадиях разработки», говорится в корпоративной газете «Татнефти». Председатель совета директоров Hyperion Альберт Хаддлстон добавил, что его компания ведет строительство в США НПЗ для переработки канадской высоковязкой нефти и готова предложить свой опыт в этой области при строительстве третьего НПЗ в Татарии.
В издании отмечается, что предложение получило одобрение руководства «Татнефти». Кроме этого, г-н Хаддлстон упомянул о меморандуме с Министерством -нефти Ирака, который дает право на проведение работ в стране. По его словам, целый ряд нефтяных компаний обращались с предложением о сотрудничестве, однако Hyperion хотела бы «начать обсуждение совместных работ в Ираке с компанией «Татнефть». Получить комментарий в обеих компаниях вчера не удалось.
О Hyperion Resources Inc. известно крайне мало. Это част-ная компания, основанная в 1990 году, ведущая деятельность преимущественно в Северной Америке. Ее головной офис расположен в Далласе. По некоторым данным, она уже работает в Ираке. Компания планирует построить НПЗ стоимостью 8 млрд долл. и мощностью 400 тыс. барр. в сутки (почти 20 млн т в год) на Среднем Западе для переработки канадской нефти с ее дальнейшей поставкой на внутренний рынок Соединенных Штатов.
«Татнефть» уже пыталась ра-ботать в Ираке. В 1996 году компания разработала ТЭО освоения и согласовала контракт по работе на ряде нефтяных месторождений и блоков страны, но из-за дейст-вовавших международных санкций так и не приступила к работе. До начала войны в 2003 году «Татнефть» в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продоволь-ствие» имела контракты на бурение скважин и поставку около 50 тыс. шин своей «дочки» - «Нижнекамскшина». По одному из контрактов вместе с «Зарубежнефтью» «Татнефть» была подрядчиком строительства 45 скважин для Северной нефтяной компании Ирака. Кроме того, «Татнефть» имела собственный контракт с этой же компанией на строительство 33 скважин. В рамках первого контракта «Татнефть» успела пробурить только две скважины, в рамках второго - закупить оборудование. В 2003 году «Татнефть» и немецкая Mineraloel Rohstoff Handel GmbH (MRH) создали Tatoil Development специально для работы в Ираке, однако с тех пор о судьбе компании ничего не известно.
«Татнефть» уже имеет несколько зарубежных проектов: в Ливии и Сирии. Компания также рассматривает возможность выхода в Судан и Венесуэлу, а также расширения географии деятельности в России. Одним из приоритетных проектов «Татнефти» считается добыча битумной нефти: недавно соглашение о партнерстве было подписано с Shell. В его рамках также возможно строительство НПЗ для переработки битумов, и здесь как раз и может поучаствовать Hyperion. Предложения о целесообразности его строительства должны быть представлены правительству Республики Та-тар-стан в начале ноября 2007 года. К месторождениям же в поздней стадии разработки относятся практически все участки «Татнеф-ти»: компания пользуется самыми большими льготами по НДПИ для выработанных место-рождений. Hyperion, в свою очередь, специализируется на участках с большим процентом обводненности, подчеркнул г-н Хаддлстон.
Дмитрий Лютягин из ИК «Велес Капитал» напоминает, что согласно новому законодатель-ству Ирака по нефти, к разработке будут привлекаться местные компании. «Татнефть» фактически будет работать с двумя компаниями - американской и ирак-ской», - отмечает он. По его мнению, в Ираке «Татнефть» сможет предоставить свои технологии по бурению и разведке, а Hyperion - по добыче. Константин Рейли из ИК «Финам» напоминает, что риски работы в Ираке пока что высоки. Так, ЛУКОЙЛ заморозил свой гигантский проект «Западная Курна-2». «Если же закон о нефти будет принят, то перспективы работы в стране, особенно с американской компанией, очень хорошие», - полагает он.