Асылбек Кожахметов о нынешних проблемах Казахстана
30 Oct 2007, eurasia.org.ru
Часть II
Известный общественный деятель Асылбек Кожахметов, который летом текущего года добровольно покинул пост председателя оппозиционной партии «Алга!» продолжает делиться с читателями «Позиции.КЗ» своими соображениями по поводу сегодняшних казахстанских реалий. В первой части интервью бывший председатель «Алга!» рассказал о деятельности нового общественного объединения «Шанырак Казахстан», поделился своими соображениями по поводу зажима прессы со стороны власти. Во второй части интервью господин Кожахметов говорит о положительной роли Рахата Алиева в судьбе Казахстана, как человек, побывавший в окопах, рассказывает о незрелости казахстанской оппозиции, о недоверии в ее рядах, об особенностях финансирования оппозиционных структур, а также рассуждает о роли президента в противостоянии правительственных элит.
О компромате Рахата Алиева
- Какого ваше мнение по поводу ситуации вокруг Рахата Алиева? Насколько она может быть судьбоносной для Казахстана?
- Подобные уходы из власти общественно значимых и авторитетных фигур были всегда. Другое дело, что происходили они при разных условиях. К примеру, в 2004 году ушел из власти Жармахан Туякбай. После выборов он заявил о гнилостности системы и влился в оппозицию. Правда, в тот момент, я уверен, его никто не преследовал - он просто мужественно выразил свою гражданскую позицию. В 2005 году добровольным изгоем стал Заманбек Нуркадилов. Тогда, вероятно, были какие-то инсинуации против него, но он сыграл на опережение. В конце 2006 года стал резко выступать Ержан Досмухамедов. И вот теперь в полный голос заговорил Рахат Алиев. Естественно, у этого человека, по сравнению с его предшественниками гораздо более весомый багаж в виде компромата на многих людей из властной элиты. И он еще молод, он думает о том, что ему жить в этой стране и его детям жить в этой стране. Рахат Алиев не видит другого выхода, кроме того, чтобы открывать информационные шлюзы, чтобы донести правду до общественности, и, тем самым, как-то реабилитироваться перед казахстанцами за те репрессивные и агрессивные меры по отношению к развитию демократии и оппозиции. Сегодня он как бы искупает свои грехи:
- :вынужден искупать:
- Давайте посмотрим на это с другой стороны. Ведь он легко мог бы на все наплевать и уехать жить в другую страну. Ни для кого не секрет, что денег у него более чем достаточно. Ну, завел бы себе вместо Дариги новую жену, даже четыре - ислам позволяет. Но ведь он хочет вернуться в Казахстан! Он стремится к тому, чтобы реабилитировать свое имя, пройдя даже через какое-то очищение. И это нужно приветствовать. Конечно, это не значит, что мы должны как наивные дети радоваться и хлопать ему в ладоши. Но мы должны признать, что благодаря Рахату мы узнали больше правды. Возможно, вслед за ним начнут говорить и другие. Рахат не первый и не последний человек, который пытается опрокинуть власть. Он существенно усиливает критическую массу людей, желающих перемен в стране, более открытой и менее репрессивной власти. В этом смысле действия Рахата очень полезны. Теперь ему важно подготовиться к длительному противостоянию. Ведь пока в стране не произойдет существенных изменений, путь сюда ему заказан. Он прошел точку невозврата.
- То есть, ему не остается ничего другого, как идти до конца?
- Да, теперь он вынужден биться до конца. Хотя все будет зависеть от его амбиций, стойкости и толщины чемодана с компроматом. И здесь уже демократические оппозиционные силы не причем. Они не зависят от его действий. Это, по большому счету, лишь накал во взаимоотношениях внутри власти. А панацея от всего этого - открытие демократической системы. Представим, что у нас была бы демократия. У Алиева было бы всего лишь два выхода - он либо доказал бы свою невиновность, либо отсидел свое. Не было бы давления на членов его семьи, да и деньги его никто не стал бы забирать. Если он, конечно, не был замешан в финансовых махинациях. Ситуация с Рахатом изначально тупиковая. Для того, чтобы разобраться, кто прав, кто виноват, нужно создать для этого демократические условия.
О главных недостатках оппозиции
- Вам не кажется, что последние громкие события в стране, как то: скандал с Рахатом Алиевым, ценовой кризис, кризис на рынке недвижимости и т.д., проходили без какого-либо участия оппозиции? Говорит ли это об ее реальной слабости? Вы ведь тоже были в ее окопах.
- Мне кажется, что ситуация с тем же Рахатом, была подготовлена оппозицией. Да, нет ее прямого участия во внутреннем межвластном кризисе, разжигании скандала. Я могу сказать лично за себя - когда Алиева стали «мочить» в государственных СМИ, я сказал «Хватит! Нам не нужно его трогать, потому что лежачего не бьют». Вот когда он был в фаворе, мы публично выступали с критикой в его адрес. Когда же он стал изгоем, мне стало не интересно его добивать. Если чувствуешь за собой правоту и силу - найди другого, более могущественного оппонента. Я считаю, что падение Рахата - результат многолетней работы оппозиции. А то, что оппозиция сейчас не так активна, сплоченна и сильна, как хотелось бы - это факт.
- И в чем же ее недостатки?
- Вообще, любое развитие идет волнами. Максимальные всплеск дают выборы. Результат работы на последних выборах в парламент я оцениваю достаточно высоко. С одной стороны, качество работы оппозиции на выборах не было новым, все было старым - старые газеты, старые статьи, старые лозунги. С другой стороны, результат оказался высоким, потому что полученный однопартийный парламент раскрывает лицо недемократической власти гораздо значимее, чем, допустим, смогли бы это сделать 7 оппозиционных депутатов в парламенте. Согласен, что послевыборное затишье и последующий за ним очередной раскол не говорят в пользу оппозиции. Но, помните, что оппозиция в Казахстане такая, какая она есть. Многие говорят мне - нам не нужна такая оппозиция, нам нужна другая. Но ведь поймите, когда люди требуют нового акима - его можно назначить. Оппозицию назначить нельзя. Пожалуйста, приходите в оппозицию и сделайте ее лучше. Но никто не приходит, потому что те, кто сегодня возглавляет оппозиционное движение - самые лучшие кадры. А сыпать упреками и судачить - дело старушек у подъездов.
- Но почему оппозиция не учится на собственных ошибках?
- А власть разве учится на собственных ошибках?
- Мне кажется, что оппозиция у нас немного не в том положении, чтобы позволять себе не учиться на ошибках:
- Да, такое мнение тоже существует, и оно имеет право на жизнь. Но я бы хотел сказать не в качестве ответа, а дать характеристику действий оппозиции, чтобы читатели могли посмотреть на них немного под другим углом. Эту оппозицию избивали, ей закладывали бетоном двери, эту оппозицию сажали в тюрьмы, ее убивали и продолжают убивать. И после всего этого количество оппозиционеров увеличилось, увеличилась и поддержка ее людьми. После всего этого говорить, что оппозиция ничего не делает - не совсем справедливо. Напротив, она очень много делала и продолжает делать, не отказываясь от своих убеждений.
- Как вы думаете, что мешает реальному объединению оппозиционных партий? Разделение финансовых потоков?
- В первую очередь хотелось бы сказать не о том, что мешает, а чего не хватает. А не хватает доверия друг к другу. Ведь кто держится вместе? «Нагыз Ак жол». Почему? Да потому что они доверяли друг другу еще до работы в оппозиции. Они вместе делали бизнес, вместе росли в аппарате администрации - то есть развивались параллельно и на виду друг у друга. Поэтому они более или менее сплочены. К примеру, Жармахан (Туякбай - прим. автора) был по другую сторону баррикад, в «Алга!» вообще очень мало госслужащих. Поэтому доверия не хватает. Можно говорить и о том, что этому способствуют спецслужбы, которые сеют семена недоверия. Они подкидывают материалы, говоря, что тот-то работает на деньги администрации президента, тот-то связан с властью. Во-вторых, сам институт оппозиции у нас еще не созрел. Есть личное мужество отдельных людей, но коллективное мужество еще не сформировалось. Финансы играют здесь второстепенную роль. Ведь возглавляют казахстанскую оппозицию не обиженные и обездоленные. Большинство из них имели и деньги и влияние. По финансам есть немного другой аспект - на мой взгляд, любая демократическая оппозиционная сила должна финансироваться из разных источников. Ведь если партию финансирует одна финансово-промышленная группировка, здесь уже речь идет не о политической деятельности, а о лоббировании чьих-то конкретных интересов. То есть оппозиции необходимо многоканальное финансирование. Но его на данный момент, будем откровенны, нет. И это проблема, над которой оппозиция должна работать самостоятельно.
О роли президента в противостоянии элит
- Как вы считаете, обрушившиеся на страну в последнее время проблемы каким-то образом говорят о пошатнувшихся позициях президента? Насколько велика его роль в управлении элитой и является ли он сегодня сдерживающим фактором в противостоянии элитных группировок?
- Нет никаких сомнений, что Нурсултан Назарбаев был и остается главной действующей фигурой в стране и является сдерживающим фактором в политике страны. Другой вопрос, что свои функции он исполняет все хуже и хуже. В развитых странах функции, которые выполняет у нас президент страны, осуществляют независимые ветви власти. Они потому и выполняют их, потому что самостоятельности. У нас же все ветви власти замыкаются на президенте, а он, в свою очередь, обеспечивает стабильность в стране. Но когда он что-то недосматривает или упускает, начинаются проблемы. К сожалению, в последнее время это происходит все чаще. Может быть, увеличился объем работы, утяжелилась структура власти, стала более громоздкой и вязкой. В этом смысле обвинять Назарбаева нельзя - нет таких людей, которые долгое время могли бы держать все три ветви на своих плечах. Он является единственным столпом. А столпами должны быть каждая из трех ветвей. Поэтому мы постоянно раскачиваемся на ветру, рискуя в любой момент упасть. Тем более, что президент - не молодой уже человек. К казахстанцам приходит понимание того, что дальше так продолжаться не может. В немалой мере, кстати, благодаря таким людям, как Алиев.
- Получается, что президент должен, прежде чем уйти на покой, расставить все на свои места. А если он не уложится в срок до 2012 года? Что ждет страну?
- Примерно этот же вопрос я задал на днях руководителям партий, которые на последних выборах взяли на себя ответственность представлять демократическую оппозицию - Жармахану Туякбаю, Болату Абилову, Оразу Жандосову и Тулегену Жукееву. Я попросил их представить, что президент резко отошел от дел и задал вопрос: «Готовы ли вы к этому? Есть ли у вас влияние во всех ветвях власти, стоит ли за вами народ? Готовы ли вы, как политическая структура, взять на себя ответственность управлять государством?». И я сам же ответил: «Не готовы!». И поскольку оппозиция не имеет возможности адекватно управлять страной, придется договариваться. Очень важно, чтобы при такой гипотетической ситуации не нашелся кто-то вроде нового туркменского лидера Гурбангулы Бердымухаммедова, который правой рукой душит спецслужбы, левой - оппозицию, и не начал строить образ того же Назарбаева, только более молодого. Хотя я думаю, этого не произойдет. Потому что у нас обязательно найдутся такие люди как Рахат Алиев, которые обеспечат всплеск демократической активности. Нам нужно отходить от старой системы управления страной. Это понимают даже люди из власти. И новая система должна строиться на взаимодействии власти и оппозиции.
Интернет-издание Позиция.kz 30 Oct 2007