Жертва профессии
15.11.2007, Интернет-журнал "Оазис" ? 21 (65) Ноябрь 2007
Вячеслав Абрамов, Юлия Кузнецова (Алматы)
В Казахстане период с 1993 по 2006 годы погибло 24 журналиста. Это зафиксировано в сводной статистике Центра экстремальной журналистики. Согласно ей, 20 инцидентов - факты несчастных случаев, не связанных с профессиональной деятельностью журналистов, в четырех случаях гибель не расследована, или результаты следствия вызывают сомнения. В графе «погибшие при выполнении или в связи с выполнением профессиональных обязанностей» стоит цифра «ноль».
В последние годы весть о смерти или несчастном случае, в котором главным «участником» стал журналист, появляется в средствах массовой информации все чаще. И, по мнению экспертов, в последней графе опубликованной статистики должна высвечиваться совершенно иная цифра. Причинение вреда здоровью журналистов, угрозы убийством или причинения тяжкого вреда здоровью в их адрес, воспрепятствование законной профессиональной деятельности, необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно-значимой информации - всего лишь часть случаев нарушения прав журналистов не только на осуществление профессиональной деятельности, но и прав на жизнь. Подобный мониторинг, ежемесячно проводимый фондом защиты свободы слова «Адиль Соз», позволяет судить о том, что журналисты зачастую становятся жертвой своей профессии. «Только за последние годы зафиксировано семь автомобильных катастроф, в которых погибли наши коллеги, причем выяснение причин и обстоятельств их гибели дает повод считать, что несчастные случаи были связаны с их профессиональной деятельностью, - говорит Розлана Таукина, президент фонда «Журналисты в беде». - В последние годы выявилось достаточно много причин, побуждающих нас считать профессию журналиста одной из самых опасных в Казахстане. В частности, в этом «повинно» отсутствие механизма сменяемости власти в нашей стране. Понятно, что многое, обсуждаемое в стенах правительства, не хотелось бы выносить на публичное обсуждение. Выступления и публикации журналистов зачастую очень нежелательны для власти. Как следствие возникают попытки контроля над деятельностью различных СМИ, оказывается давление на отдельных журналистов, целые редакции. Журналиста могут избить, он случайно становится участником ДТП. Но это касается только тех, кто имеет смелость оппонировать существующей власти. К примеру, сегодня есть все основания переживать за нашего коллегу из «Свободы Слова», Гульжан Ергалиеву, всегда имеющую смелость открыто выражать свою точку зрения».
Больше трех лет назад в автомобильной катастрофе погиб независимый журналист, редактор Интернет-газеты «Навигатор» Асхат Шарипжанов. Согласно официальной версии, корреспондент попал под машину в результате несчастного случая. Как отмечала на тот момент президент Фонда «Адиль Соз» Тамара Калеева, «обстоятельства ДТП и профессиональная деятельность Асхата Шарипжанова не дают оснований считать гибель журналиста «политическим заказом». Однако, по мнению большинства правозащитников и общественников, смерть Асхата Шарипжанова стала следствием профессиональной деятельности журналиста, «поскольку писал он только на политические темы, раскрывая имена замешанных в коррупции политических деятелей и схемы взаимоотношений, стоящих у власти людей». Как заявлял главный редактор Интернет-газеты «Навигатор» Юрия Мизинова после трагедии, «ряд странностей позволяет усомниться в официальной версии» трагедии». Пропажа диктофона, а также расшифровки стенограммы интервью из компьютера с новым на тот момент министром информации Алтынбеком Сарсенбаевым, а также видным оппонентом президента страны, коим был Заманбек Нуркадилов, позволяли главному редактору оппозиционного сайта «Навигатор» и бывшему высокопоставленному чиновнику Заманбеку Нуркадилову говорить о том, что авария, в которой погиб казахстанский журналист - «не роковая случайность, а спланированная акция властей». Сегодня, возвращаясь к печальным событиям трехлетней давности, Юрий Мизинов в своем комментарии «Оазису» отметил: «За прошедшее время мое мнение в этом вопросе ничуть не изменилось».
По мнению Розланы Таукиной, вопросы политики, направленности существующей власти - не единственная сфера, где журналист не может чувствовать себя спокойно. «Опасна работа журналистов и некоторых средств массовой информации, выдающих данные о деятельности отдельных чиновников, не гнушающихся публиковать компроматы, «слитые» от «врагов» власти, развенчивающих «мифы» о состоянии и процветании коррупции в стране». Подобные «компроматы» в виде распечатки телефонных разговоров высокопоставленных чиновников стали причиной приостановки деятельности сразу нескольких оппозиционных Интернет-ресурсов, в частности, Cub.kz, Zonakz.net. На что практически молниеносно отреагировали власти. 8 ноября Генеральная прокуратура Республики Казахстан выступила с официальным заявлением, в котором особое внимание было обращено на то, что «незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лиц, составляющих личную или семейную тайну, без их согласия влечет уголовную ответственность». Но, как отметил Сергей Дуванов, руководитель проекта Интернет-радио «Инкар-Инфо» на пресс-конференции посвященной блокировке оппозиционных сайтов, «более безнравственно молчать, чем публиковать прослушанные разговоры чиновников, учитывая, что они говорили не на личные, а общественные темы». Быть может именно оттого, по данным Международного Фонда защиты свободы слова «Адиль Соз» и Международной ассоциации по защите свободы слова (IFEX), за сентябрь 2006-сентябрь 2007 годов Казахстан занимает 125-е место из 169-ти возможных в рейтинге свободы печати в мире.
«Оценивая журналистику в целом по стране, хотелось бы сказать, что состояние ее неудовлетворительное. Идет явный регресс. Это связано с ухудшением в решениях вопросов законодательства, в частности, «Закона о СМИ». Сегодня этот вопрос не снят с повестки дня. Уже на следующей неделе планируется совместное заседание с ОБСЕ по вопросу внесения изменений в главный для журналиста инструмент защиты своих прав», - отмечает в своем комментарии Тамара Калеева. Сегодня «Закон о СМИ» находится под пристальным вниманием власть имущих, причем, по мнению юристов, с принятием все большего числа поправок в этот закон, он становится таким «насыщенным по наличию нестыковок и лазеек», что становится очень и очень удобным инструментом для оказания давления на прессу.
«Стоит отметить, что в «опалу» попадают не только политические обозреватели и СМИ, а также те, кто, как, казалось бы, имеет очень отдаленное отношение к вопросам власти и политического строя, но, так или иначе, затрагивает вопросы коррупции в стране. Так, например, за последние годы погибло два спортивных комментатора, которые осмелились затрагивать околоспортивные вопросы», - подчеркнула Розлана Таукина.
Однако не все склонны считать профессию журналиста одной из самых опасных в Казахстане. «Начнем с того, что причин на сегодняшний день для этого нет. Для нашей страны это всего лишь красивый миф. Существует много реальных обстоятельств и трудностей, с которыми сталкивается журналист, осуществляя свою профессиональную деятельность. Но это не опасность, а издержки профессии», - считает Тамара Калеева.