CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Оппозиция уходит в НПО?

15 ноября 2007

Оппозиция уходит в НПО?

15 Nov 2007, eurasia.org.ru

Есть ли оппозиция в Казахстане? Разумеется - есть. Отвечает ли она чаяниям протестного электората и в целом вызовам времени? Вряд ли: Причем такая ситуация складывается вот уже на протяжении всей - пока еще короткой - истории суверенитета страны. Хорошо это или плохо? Наверное, все-таки нехорошо, если говорить об активности граждан, о зрелости общества в целом: Но видимо, нынешняя оппозиция - это действительно, «срез», плоть от плоти современного общества, которое, кажется, политическая жизнь уже не интересует в принципе.

Но и это не беда - главная причина того, что казахстанская оппозиция никак не может стать системообразующей силой, заключается в полном разладе и расколе внутри нее самой. Здесь отсутствует точка отсчета, всяк деятель прокукарекавший «Долой правящий режим!» считает себя наипервейшим и достойнейшим вождем оппозиции. Отсюда постоянный разброд и шатания, отсутствие реальной возможности эффективно влиять на политические процессы. «Контр-элита» вроде как есть, а силы - нет. Плеяда новых демократов, появление которых в оппозиционных рядах стало следствием политического кризиса 2001 года, а также «примкнувший» к ним позже Ж.Туякбай и прочие бывшие депутаты, сегодня теряют последние остатки былого очарования. Это уже становится общим местом, но уже давно не удивляет, что упорно не получаются оппозиционные партийные структуры. К слову, они не получаются ни у тех, кто страстно хотел сотворить настоящую оппозиционную партию (национал-патриотический «Азат», демократические РНПК, «Азамат»), ни у тех, кто хотел создать партию по лекалам, но опять же, с оппозиционным окрасом, нарисованную в «ханской ставке». Заведомо работающую с властью в режиме спарринг-партнера - т.е. крайне удобную для самой же власти. Называть их, кстати, не будем, чтобы лишний раз не огорчать (раздражать) некоторых наших «пламенных революционеров». В сегодняшних условиях, предпочтительней, смотрятся неправительственные организации, общественные объединения. Можно рассматривать эту тенденцию как влияние бишкекских революционных событий - количество НПО в столице Киргизии уже перевалило пять тысяч. Вот и нас этот процесс пошел, цыплят по осени считают, а НПО - по концу электорального периода:

Любопытно взглянуть в этом смысле на незарегистрированную партию «Ал?а!». Конфликт, связанный с желанием лидера партии Асылбека Кожахметова самоликвидировать партию и войти в ОСДП, расколол эту достаточно серьезную структуру, которая и сейчас, организационно является более крепкой организацией чем некоторые партии вместе взятые: Сегодня в «Алге» идут непростые процессы, главным образом связанные с избавлением от людей А.Кожахметова, который, как все помнят, сложил с себя руководящие обязанности и стал простым партийцем. Например, партия «Алга» вроде бы трансформируется в республиканское общественное объединение, но его идейные вдохновители Владимир Козлов и Муратбек Кетебаев явно не видят в нем А.Кожахметова и его соратников. Даже таких, как Бахыт Туменова (член президиума политсовета Народной партии «Ал?а!» (ДВК), которая, в принципе, ни чьей оппозиционной каши не испортила бы. С другой стороны, ни А.Кожахметов, ни Б.Туменова не выпадают, выражаясь высокопарно, из активной политической жизни. Опытный организатор А.Кожахметов возглавил новое Республиканское общественное объединение (РОО) «Шанырак-Казахстан» и сразу же сделал верный акцент - его НПО будет занято вопросами жилья и наделения земельными участками населения, а также защиты прав гражданина на жилье. Республиканский статус «Шанырак-Казахстан» подразумевает широкое представительство в регионах страны. Он уже встречался с премьером Каримом Масимовым. Не отстает от него и Б.Туменова, которая теперь возглавляет НПО «Аман сауылык», связанную с вопросами здравоохранения. Иными словами выходцы из «Ал?а!» становятся руководителями НПО самого различного характера. Это люди, имеющие опыт организаторской работы, амбициозные и давно находящиеся в оппозиции. Казалось бы, а почему не работать сообща, в одном большом РОО? Но нет, встречаются теперь они лишь на «пиарных» мероприятиях, вроде митинга. Видимо, чтобы показать журналистам сплоченность «оппозиции».

17 октября возрождающийся «Нагыз Ак жол» проводил городское собрание в одном из алматинских пансионатов, на котором решался вопрос: кто возглавит город Алматы по партийной линии. Заранее было решено отдать его Маржан Аспандияровой. Но поскольку необходимо все-таки было выдержать хоть какой-то процедурный минимум, необходим был кворум. Его быстро нашли в лице довольно :случайных людей, представлявших большей частью родственников и земляков супруга М.Аспандияровой (имеется в виду Рысбек Сарсенбаев). Когда на собрание городского филиала НАЖа пришли настоящие партийцы, они уже не были нужны, протокол собрания обошелся без них. Понятно, что такие моменты вряд ли вносят в души партийцев уверенность в завтрашнем дне. И это, кстати, указывает на застарелую проблему истинного количества членов партии (эта проблема, кстати, не только НАЖа). А также на проблему, если можно так выразиться, партийно-идеологической самоидентификации. Стоит заметить, что съезд был закрытым для журналитской. Вторую половину съезда, если угодно, вторую серию, было решено провести в следующем году. Тогда же (примерно в феврале) решено провести акт ребрэндинга - «Настоящий Ак жол» будет переименован и тем самым в «сакральном» смысле наши несостоявшиеся социал-демократы и любители нарушать процедурные вопросы собираются открыть новую страницу в истории... своей партии. Которая поистине стала для ее лидеров «своей» до такой степени, что похоже превратилась в что-то наподобие компьютерной «игрушки-стратегии» для узкого круга лиц.

Говорят к одному из вождей (сопредседателй бывше-настоящего «Нагыз Ак Жол») по этому поводу заявилсь делегация из двух районнных организаций г.Алматы (вроде бы Медуского и Джетуйского). Мол, что за дела там с новой городской организацией НАЖа. Так тот с легкой ленинской картавинкой «тепло» и «мягко» объяснил низовым активистам, дескать, кто организацию спонсирует, тот ее и имеет... А ходоки у которых слишком много вопросов - могут идти куда глаза глядят (или оставаться в рядах ОСДП?)... Впрочем, нехитрая логика тут видна невооруженным глазом: когда надо будет, активистов по новой соберем. Проплатим бодрых старушенций с «кастрюльками» - и вперед. Как на митинге от 20 октября. А пока... А пока видимо поглазеем на европейское Рождество, понежимся на Багамах и прочих курортах... Отдохнем так сказать от оппозиционных хлопот. Что касается места шефа городской парторганизации будущей партии, то пикантность в борьбе за него придавал и тот факт, что на данное кресло претендовала, условно говоря, другая семейная пара. С той лишь разницей, что от другого дуэта претендентом шел мужчина - Жасарал Куанышали. Однако руководство посчитало, что скандальный Ж.Куанышали может раньше времени «навредить» куда больше, чем неистовая, но вполне контролируемая Маржан, и, постаралось быстренько провести последнюю в вожди южностоличного филиала НАЖ. Как видим, эта операция была, без шума и пыли, очень даже ловко проведена. Аккурат перед съездом, на котором НАЖ вновь выделился из ОСДП.

Кстати, о митинге. Не стоит упрекать автора за иронию по поводу «кастрюлек», просто невооруженным глазом была видна данная постановочная часть митинга. Понятно, что на дворе век политических технологий и завоз «команды поддержки» не возбраняется. Но упор на такие и подобные приемы без остальных составляющих пропагандистской и оргработы не дает прогресса даже при наличии благоприятной общей обстановки. А может оппозиция призвана только пар стравливать? Но вернемся к митингу. Кто-нибудь обратил внимание, что об этом событии, о котором столько говорили, нет нигде никакого «медийного выхлопа»? Ну, разве что кроме дежурных репортажей в ряде оппозиционных газет. Оно и неудивительно. Митинг был довольно заурядным, количество народу стандартное, пенсионеры, немного зевак, бодрые и веселые старушки с кастрюльками, стайка журналистов, люди в штатском и привычный набор спикеров. Никакого сравнения с январским митингом пятилетней давности, тогда по стылым дорожкам парка сновали на тысяч три больше, чем ныне, народа, а также солидные олигархи, вроде Нуржана Субханбердина: Тогда был драйв, было некое единение. А тут:

Хотя казалось бы, тема митинга («резкое повышение цен на товары первой необходимости»), сама обстановка и положение дел, скажем так, всё было в оппозиционном смысле настолько актуально, что дальше некуда. В чем дело? Не потому ли, что оппозиционная деятельность, особенно после появления в ее рядах вышеуказанной когорты неодемократов, превратилась в разновидность бизнеса? Митинг? Пожалуйста, вот вам митинг, без проблем, Чтобы не быть голословным и передать атмосферу митинга имеет смысл процитировать издание, которое при всем желании трудно назвать провластным или даже нейтральным. Речь идет о «Взгляде», журналист которого Екатерина Беляева подметила: «Интересно, что люди, выходившие из сквера, казались совершенно подавленными. Пенсионерка Вера Сергеевна, проживающая в микрорайоне «Аксай-2», объяснила нашему корреспонденту причину плохого настроения: «Я уже пять лет, как не верю президенту и его обещаниям. Но и этим, которые сегодня выступали, я тоже не верю «...» Они что нам говорят? Рассказывают, о проблемах, которые мы и сами знаем, это они с телохранителями да на машинах, а вы посмотрит, какие люди собрались здесь, и это еще не все, кто хотел бы изменить жизнь. Ни Абилов, ни Туякбай ничего не делают для нас, только говорят и говорят. А зачем тогда нас тут собирать, если мы и сами знаем, что плохо живется?».

В общем, перед нами простирается унылый пейзаж - осень оппозиции. Тема убийства А.Сарсенбаева полностью исчерпана, а серьезную работу с электоратом, с протестным электоратом оппозиция не ведет. Нет ни желания, ни умения. Недаром некоторые аффилированные с оппозицией члены экспертного сообщества говорят, что казахстанской оппозиции необходимы новые герои и новая идея: Народ при этом по-прежнему безмолвствует. Одни слияния. Затем разъединения: И далее по кругу? Политическую жизнь «разогревают» дрязги сильных мира сего (демарш Рахата Алиева, «сливной» компромат и т.п.) они сегодня на устах, а не митинги оппозиции: Ведь даже власть сегодня «прессует» оппозиционные издания и сайты не за их собственную оппозиционность, а из-за компромата, который выплеснулся наружу и попал на их страницы и файлы. А убери скандал и все вновь образуется. Можно будет и дальше витийствовать на тему «авторитаризма режима». Хоть по посинения. Или пожелтения, с покраснением местами? Словом, до цвета Неопределенности Политической Осени - НПО оппозиции.

Тимур ИСАХАНОВ, фрилансер Dialog.kz 15 Nov 2007

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяКазахстан укрепляет свою военную безопасность на Каспии и юге
Следующая статьяОбреченная на провал гегемония Америки