От чьих щедрот?
13.02.2008, ? 3 (71) Февраль 2008, Интернет-журнал "Оазис"
Абдулхамид Сулаймонов (Андижон)
Поиски в узбекском сегменте глобальной сети показали, что в ней зафиксированы 68 организаций, чьим основным направлением деятельности считается благотворительность. Среди них есть центры социально-экономического развития, объединения сахарных диабетиков, благотворительно-экологические клубы, женский монастырь, общество детей-инвалидов, общество гуманитарных технологий, занимающееся продажей слуховых аппаратов, федерация шейпинга и даже специальный фонд духовного управления мусульман.
Многие из этих организаций были созданы в первые годы независимости, когда Узбекистан имел тесные и взаимовыгодные отношения с Западом, особенно после его вхождения в антитеррористическую коалицию во главе с США. Тогда в стране существовало множество международных организаций-грантодателей, которые поддерживали местные некоммерческие организации. Как следствие, множество ННО появились лишь для получения и отработки грантов. После так называемых «цветных революций» в Грузии, на Украине и Кыргызстане узбекские власти, из-за страха потери тотального контроля над обществом, существенно ограничили деятельность международных организаций в стране. А после андижанского восстания 2005 года и вовсе сделали их деятельность невозможной. И местные благотворительные организации, существовавшие на гранты, постепенно перестали существовать. Между тем, они сделали много доброго в сферах образования, медицины и масс-медиа, в области защиты прав и свобод человека, в становлении гражданского общества и правового государства в Узбекистане.
Конечно, сегодня в деловом мире постепенно все большее значение приобретают понятия социальной ответственности бизнеса, социального партнерства. Традиционно бизнесмены занимались благотворительностью. Раньше тоже богатые баи и феодалы строили школы, мечети, обустроили кладбище, жертвовали средства сиротам и вдовам.
Между тем, в нынешнем Узбекистане социальная активность бизнеса в большинстве случаев носит ситуационный характер, в ней отсутствуют системность и планирование. Благотворительные проекты в основном возникают стихийно. Многие благотворители предпочитают ограничиваться самым обычным и наименее эффективным методом оказания помощи - разовой раздачей нуждающимся небольших денежных сумм, продуктовых наборов и т.д.
Будем реалистами, благотворительность не может встать на широкие ноги в коррумпированной стране с теневой экономикой. Здесь любой бизнес не может функционировать без «крыши» на верхах. И бизнесменам трудно накормить одновременно «и верхи, и низы». В реальности их вынуждают по наступлению праздников или по проведению разных акций «добровольно» пожертвовать средства на благотворительные цели. Тех, кто не согласится, местные власти без труда могут «задавить» со всех сторон - в их руках правоохранительные, налоговые и таможенные органы.
Власти Узбекистана предприняли ряд попыток законодательного урегулирования благотворительной деятельности. 3 мая 2007 начал действовать закон «О благотворительности». Согласно ему, благотворительность осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения социально незащищенных и малообеспеченных категорий населения, социальную реабилитацию безработных, инвалидов, содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе, просветительства, а также духовному развитию личности, содействия деятельности в сфере профилактики заболеваний и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, оказания морально-психологической помощи гражданам и другое.
По мнению независимых экспертов, одним из недостатков законодательства о благотворительности в Узбекистане является попытка урегулировать в рамках одного закона все аспекты благотворительной, меценатской, филантропической и добровольческой деятельности, создать нечто вроде «Кодекса Благотворительности». Однако, спектр правоотношений, связанных с бескорыстной деятельностью юридических и физических лиц на благо общества и отдельных его групп, столь широк и многообразен, что попытка втиснуть его в рамки одного универсального законодательного акта изначально обречена на провал.
Ныне, так называемой, «благотворительной деятельностью» более-менее широко занимаются в основном две категории организаций, близких к власти - организации дочерей Президента (Гульнары и Лолы Каримовых) и фонды криминальных авторитетов (Гафура Рахимова, Салима Абдувалиева и некоторых других). Младшая дочь президента Лола Каримова, например, создала Фонд «Сен ёлгиз эмассан» («Ты не одинок»), который призван заниматься проблемами детей-сирот. Главе Фонда не осмелится отказать в спонсорстве ни одна бизнес-структура в стране. Между тем, Фонд получает средства от многих источников и сам превратился в роскошную и респектабельную контору, обеспечивающую шикарную жизнь младшей президентской дочери.
Старшая дочь Каримова - Гульнара - основала крупную бизнес-империю, включающую в себе компании, занимающиеся энергетической отраслью, добычей и продажей нефти и газа, строительством, управлением развлекательно-увесилительными клубами, кинотеатрами и ресторанами, а также мобильной связью и огромной медиа-индустрией. Она покупает ценные месторождения газа и нефти на символических «тендерах» за символические цены, и продает по рыночным ценам. Фактически, принадлежащая ей корпорация «Зеромакс» строит и мосты, и семейные поликлиники, и даже религиозно-культовые ансамбли, как недавно построенный комплекс Хазрати Имом, осваивая много миллиардные бюджетные средства страны. Ее медиа-империя «Terra group» включает в себя телекомпанию «Марказ ТВ», радиокомпаний «Zamin FM» и «A'lo FM», кинокомпании «Замин-фильм», системы кинотеатров «Баши», журналов «Bella Terra», «Жаннатмакон», «ОБ», «Бейби Терра», газет «Семья», «Даракчи» и «Тасвир», студии звукозаписи «Pan Terra», сети медиамагазинов «Pan Terra Multimedia».
Узбекские СМИ никогда не упоминают хоть одним словечком о бизнес-империи Гульнары Каримовой, но они с утра до вечера трубят о «благотворительной деятельности Гули». Последние годы ни одна новостная программа УзТВ не проходит без показа ее «мероприятий».
«Она ворует у народа миллиарды и об этом никто не говорит, а возвращает мелочь виде спонсорских и меценатских призов и об этом говорят всюду», - замечает один из частных извозчиков в дороге Ташкент-Фергана.
Недавно Министерство культуры и спорта наградило Гульнару и Лолу Каримову «за поддержку молодых дарований» и «за заботу о будущих поколениях». Заодно исполнительная власть страны наградила и двух криминальных авторитетов - Гафура Рахимова и Салима Абдувалиева, «как самого щедрого спонсора спорта и культуры» и «как пропагандиста национального спорта на международном уровне».
То, что Салим Абдувалиев и Гафур Рахимов - узбекские «воры в законе», знают в Узбекистане все. Они известны и в странах СНГ и за их пределами. Во время олимпийских игр в Сиднее австралийские власти не разрешили въехать в страну Гафуру Рахимову. Свое решение они мотивировали тем, что у них есть солидное досье на него, как на «лицо криминального мира и торговца афганскими наркотиками в Европе». Досье оказалось подтвержденным данными американского ЦРУ и российского ФСБ.