CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

«Белый город» Ашхабад

28 марта 2008

«Белый город» Ашхабад

28.03.2008, Интернет-журнал "Оазис"? 6 (74) Март 2008

Мухаммед Гельдыев (Ашхабад)

Панорама строек Ашхабада, их масштаб и разнообразие не может не поразить воображение. Такое обилие возводимых оригинальных высотных строений можно встретить разве что в Астане или Москве. Но именно в Ашхабаде возникает ощущение города-стройки, а возводимые здания привлекают внимание своей оригинальностью. Тут есть и здание министерства нефти и газа, стилизованное под зажигалку, министерство здравоохранения в форме кобры с ее капюшоном, многочисленные высотные жилые здания, не повторяющиеся ни разу от одного к другому. Выражение «растут как грибы» в полной мере соответствует тому, как возводятся эти строения.

Но многих специалистов именно эта скорость и настораживает. Дело в том, что город Ашхабад и его пригороды расположены на породах с преобладанием лёссов. И именно лёссовые породы обладают высокой просадочностью, т.е. свойством к резкому сокращению объемов. Ситуацию усугубляет и то, что во многих районах подгорной равнины, где расположен Ашхабад, издревле расположена система кяризов - многокилометровых подземный тоннелей, выводящих подземные воды на поверхность земли. Все это уже начинает сказываться на состоянии возведенных зданий, но эти факторы просто меркнут перед угрозой землетрясения, которые в этом районе могут иметь катастрофические последствия. Так в 1948 году Ашхабад был стерт с лица земли и в советское время власти с большой осторожностью относились к возведению высотных строений, подходили к этому вопросу очень основательно, а стройки превращались в долгострой, но тому были самые серьезные основания. Как правило, под крупные объекты готовились огромные котлованы, на продолжительное время заливаемые водой. Это позволяло избежать последующих просадок грунта, за это время эти просадочные свойства лессовых пород практически устранялись. Сами же высотные дома советских проектов возводились методом «скользящей опалубки» или крупноблочного строительства, что значительно повышало их сейсмическую устойчивость и снижало риск разрушения зданий и, соответственно, человеческих жертв. Тем не менее, на волне популизма первых годов независимости, президент Ниязов специальным указом запретил строительство высотных зданий в Туркменистане исходя именно из опасения больших жертв в результате возможного землетрясения. Но через несколько лет он сам положил начало массовой застройки Ашхабада высотными административными и жилыми зданиями. И даже один из самых первых неудачных опытов строительства его не мог остановить. В том случае, возведенное турецкой компанией Asist высотное здание начало проседать, так как было построено прямо подземной галерее одной из систем кяризов. Само здание деформировалось, огромные стекла ло пались одно за другим. Около 10 лет здание простояло без всякого использования, но сейчас власти решили вселить туда одну из государственных корпораций. Но и этот случай не остановил стремления к возведению высотных зданий, получивших название «элитного жилья». Причем все эти новостройки в обязательном порядке облицовываются мрамором. Это обстоятельство многократно повысило нагрузку на несущие конструкции и подстилающие грунты, что уже сказывается на их устойчивости - просадочные и деформационные явления в их фундаментах и близлежащих территориях можно уже наблюдать невооруженным глазом.

После кончины Туркменбаши появилась надежда, что новые власти откажутся от идеи высотного строительства как высокозатратного и потенциально опасного для жизни людей. Но президент Бердымухамедов с той же одержимостью продолжает настаивать на возведении новых высотных объектов, несмотря на их явную нерентабельность и потенциальную опасность.

Но у этой проблемы есть другая сторона. Каждое здание предполагает наличие технологичной инфраструктуры - лифтовых механизмов, устройств подачи воды большого давления, стабилизированного электропитания, централизованного кондиционирования и т.п. Все это требует квалифицированного монтажа, но с этим справляются иностранные подрядчики. А вот с дальнейшей эксплуатацией почти повсеместно возникают серьезные проблемы.

«Мы получили квартиру в одном из элитных домов 5 лет назад. - рассказывает одна из жительниц «элитного дома»: - Через год после вселения квартира начала повсеместно «сыпаться» - за обивку стен начали проваливаться электрические розетки, стал осыпаться кафель, пришла в негодность сантехника. Соответствующих служб для нашего дома не существует. Жильцы пробовали обращаться к турецкой фирме, возводившей жилье, но там сказали, что дом передан на баланс министерства, принят комиссией и за дальнейшую эксплуатацию фирма ответственности не несет. В последующие несколько лет начались отключения воды, так как вышло из строя насосное оборудование, бывало так, что шла только горячая вода, холодной не было несколько недель, приходилось ее охлаждать. Труднее всего, когда отключается электричество. Тогда останавливаются лифты, а живем мы на 9-м этаже, и тогда доставка даже бутылированной питьевой воды превращается в муку. Очень тяжело перенесли мы последнюю зиму. При отключенном центральном отоплении температура в квартирах упала почти до нуля. Сколько мы не обращались в наше министерство, на балансе которого стоит дом, все бесполезно, просто нет денег на эксплуатацию нашего здания» - закончила моя собеседница.

И таких историй множество. И не только с жилыми зданиями, но и с административными - дефицит квалифицированного технического персонала настолько высок, что многие министерства и ведомства, расположенные в высотных зданиях вынуждены нанимать «гастрабайтеров», преимущественно из Турции.

И, пожалуй, проблема эксплуатации и поддержание в надлежащем виде всей построенной инфраструктуры, в самое ближайшее время станет одной из самых острых. Одним из показательных примеров тому может служить состояние аэропорта в Ашхабаде. Казалось бы, визитная карточка столицы государства обязана быть эталоном во всех отношениях. Однако именно аэропорт имени Туркменбаши Великого является индикатором того, что ожидает большую часть новостроек в ближайшем будущем. Построенное в начале 90-х, здание аэропорта уже полностью пришло в упадок: не функционирует система кондиционирования, летом в здании стоит изнуряющая жара, а последней зимой температура приближалась к отрицательной, за что президент устроил очередную выволочку руководителю отрасли. Разгромлена и пришла в негодность сантехника, из-за поломки насосов, откачивающих грунтовые воды, произошла просадка одного из крыльев здания. Полностью вышли из строя информационные система и мониторы просто демонтировали.

Тоже самое касается и многочисленных памятников и монументов, фонтанов, построенных при Ниязове. Уже осыпается гранитная плитка с памятника матери Ниязова, заросшие тиной и водорослями бассейны фонтанов, источают смрадный запах, а облицованная в гранит и мрамор ашхабадская «река» превратилась в общественную помойку.

А стройки продолжаются и запланировано их еще больше. При этом власти совершенно не волнует вопрос о том, кто же будет обслуживать все эти объекты. При фактическом отсутствии среднего специального образования и подготовки технических кадров большинство возводимых объектов просто обречены на быстрый износ и упадок, упомянутая техническая начинка возводимых объектов остается без квалифицированного обслуживания, а система компенсации амортизационного износа просто не предусмотрена - ни в виде финансового наполнения, ни в виде кадрового состава.

Так долго ли пробудет белым «белый горд» Ашхабад?

ca-oasis.info

Предыдущая статьяAsia-Plus: Что готовит Таджикистану подушевое финансирование школ?
Следующая статьяВ.Пруссаков: России надо искать друзей на Востоке, в Исламе...