Рахат - не совсем Борат
28.03.2008, Интернет-журнал "Оазис"? 6 (74) Март 2008
Расул Ибрагимов (Алматы)
В политике Казахстана очередные потрясения: экс-зять президента страны Рахат Алиев и экс-глава Комитета национальной безопасности республики Альнур Мусаев признаны виновными в подготовке государственного переворота. Суд приговорил их обоих заочно (так как оба скрываются за границей) к 20 годам лишения свободы. Слушания по этому делу велись в военном суде Акмолинского гарнизона с января, в закрытом режиме. К слову, это уже второй срок Алиева - опять же в январе он был, и опять же заочно приговорен и опять же к 20 годам колонии строгого режима по обвинениям в вымогательстве, похищении людей и создании организованной преступной группы.
То, что бывший руководитель спецслужб Казахстана, а также бывший зять и олигарх, генерал и прочее готовили государственный переворот и осуждены, говорит о многом. Скорее всего, это и демонстрация силы (тем, кто хочет встать на пути, показано, что пощады не будет никому), и «дань» элите, накопившей недовольство опальным экс-зятем. Кроме того, стоит отметить, что это фактически первое публичное признание собственно факта попытки переворота. Ранее об этом говорилось лишь кулуарно.
Напомним, гонения на Алиева, названные в народе «Рахатгейтом» начались еще прошлой весной, после чего он лишился всех должностей, включая пост посла Казахстана в Австрии и при ОБСЕ. Параллельно с ним развелась Дарига Назарбаева, старшая дочь президента. А после того, как Алиев был задержан в Вене, австрийский суд отказался экстрадировать его на родину.
Примечательно, что в эти же дни, когда выносился приговор о государственном перевороте, на фондовом рынке был продан пакет акций АО «Агентство «Хабар». Выставленные на торги 49,99% акций приобрел «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау» единым лотом.
Как известно, «Хабар» - один из крупнейших медиа-ресурсов в Казахстане, своего рода «рупор» власти, и его выход на фондовый рынок, а также приобретение крупной доли доселе малоизвестной госструктурой, являются, скорее, политической, нежели экономической мерой. Возможно, что продолжающаяся национализация и централизация медиа-ресурсов говорит о подготовке к смене (или же, наоборот, гиперстабилизации) власти в Казахстане и призвана предотвратить все возможные «сюрпризы».
В состав «Хабара» входят, кроме собственно одноименного канала, телеканал «ЕЛ арна», национальный спутниковый телеканал Caspionet, а также «Радио Хабар»
В самом агентстве говорят о том, что «приобретение национальным научно-технологическим холдингом «Самгау» акций Агентства «Хабар» является частью стратегии холдинга по построению вертикально интегрированной информационно-технологической компании».
С ходу расшифровать стратегию медиа-гиганта трудно. Видимо, имеется в виду, что планируется создать максимально предсказуемый и технически «навороченный» холдинг. Эта логика понятна, и «наверху» объясняется просто - во имя стабилизации. Однако здесь вызывает сомнения перспектива конкурентоспособности казахстанского медиа-продукта, а также собственно проблема монополизации средств массовой информации. А последнее - все более актуально для Казахстана, особенно в свете его председательства в ОБСЕ в 2010 году. При этом государственная монополия как альтернатива медиа-империи Рахата Алиева в недавнем прошлом - вряд ли является эффективной. Известно, к чему приводит чрезмерное владение государством - коррупции, снижении качества и другому. Что ждет казахстанскую медиа-сферу теперь - можно только предполагать уже сейчас не без изрядного скепсиса.
Кстати, если продолжать тему Алиева, нельзя игнорировать ответную контратаку экс-зятя, предпринятую им в своё время с его собственных сайтов. Так, на явно контролируемом им ресурсе www.kaztoday.ru можно прочесть, как бывший апологет ханства в Казахстане продолжает «впрыскивать» компромат в информационную сферу. Одним из самых скандальных, по замыслу авторов сайта, «доз», призван стать текст «Как нам помочь Президенту Назарбаеву обустроить Казахстан», где Алиев предлагает свою версию списка принадлежащих главе Казахстана крупнейших компаний и долей в них.
Весьма жестко и саркастично в этом «письме» «отцу нации» упоминаются достаточно личные факты, типа урологической операции в «живописных венских предгорьях». Говорится также о том, что якобы к 6 июля (день рождения Назарбаева) планируется амнистировать теневые капиталы. Не без желчи пишет и Рахат Алиев о новом медиа-холдинге «Самгау», созданном на базе его бывшего холдинга «Алма-медиа» и «украденных» у экс-зятя телеканалов и газет.
Тон статьи мало чем отличается от предыдущих атак райтеров Алиева и насыщен едким провокационным популизмом, малоубедительным в данной ситуации. Достаточно вспомнить, как еще недавно в той же тональности были атакованы оппозиционные и критические настроенные средства массовой информации и политики - посредством бывших алиевских медиа-ресурсов. В тексте сделана попытка «вскрыть» механизмы коррупции, и, наверное, самое абсурдное, что могут сделать уже нынешние идеологи - тупо блокировать эту информацию (как, впрочем, до сих пор и делалось). Это будет своего рода признанием правдивости слов Алиева. Гораздо грамотнее будет предоставить обществу комментирующую информацию и, сделав указанные бизнес-ресурсы транспарентными, продемонстрировать адекватность посту председателя ОБСЕ.
Вполне возможно, что в свете последних событий власть попытается либо договориться с Алиевым, либо игнорировать его информационные атаки, что также будет достаточно тривиальным ходом. Вряд ли в данной ситуации будет адекватным потакать в его желании выбить себе определенные гарантии или выглядеть оппозиционером, что еще больше отдалит перспективы его экстрадиции.
Рахат - не совсем Борат, а компромат-слив - не совсем шоу, чтобы снисходительно улыбаться его сентенциям и надеяться, что в итоге все это сыграет на повышение узнаваемости бренда «Казахстан», привлекая туристов со всего мира. Политическая «заноза» может оказаться даже не «аппендиксом», который можно просто удалить. Рахатгейт - это вызов-этап в развитии Казахстана, который необходимо решить максимально конструктивными и цивилизованными способами, не теми, которые проповедовались именно при Рахате Алиеве. Иначе, те, кто участвует в «карательной акции» очень скоро займут «вакантное» место, применяя те же самые методы.