CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Россия и Китай сражаются за энергоресурсы Центральной Азии

28 марта 2008

Россия и Китай сражаются за энергоресурсы Центральной Азии

28 Mar 2008, eurasia.org.ru

Когда прошлым летом Россия и Китай провели объединенные военные учения, это походило на рождение нового мощного стратегического альянса.

Две страны, в конце концов, обычно выступают единым фронтом в Совете безопасности ООН, чтобы подорвать попытки Запада по многим вопросом - от независимости Косова до санкций против Ирака. Они - основные государства Шанхайской организации по сотрудничеству, которую оба расхваливают как растущую азиатскую военную силу. Они также разделяют желание снизить всемирное влияние США и установить то, что Москва и Пекин называют «многополярным миром».

Но невзирая на всю эту пыль в глаза, аналитики считают: долговременные перспективы для антизападного китайско-российского альянса обещают куда меньше, чем официальные заявления. За банальностями вроде стратегического глобального сотрудничества и партнерства скрывается растущее соперничество: яростное состязание между Москвой и Пекином за энергетические ресурсы Центральной Азии, региона на задворках обеих стран, которые обе страны рассматривают как жизненно важную сферу влияния.

«Последний год многие аналитики говорили о китайско-руском блоке. Но это не блок. Это тактическое союзничество против некоторых шагов США, - говорит римский аналитики Федерико Бордонаро. - На некоторое время соревнование между Китаем и Россией займет более важное место в отношениях Пекина и Москвы. Это благодаря факту, что Пекин очень нуждается в энергии, и та же энергия является одним из стратегических интересов России».

Китайский головокружительный экономический рост - 11,4 процента в прошлом году - породил ненасытный аппетит к энергии, и Пекин стал приглядываться к нефтегазовым запасам Средней Азии. Пекин импортировал большую часть своей энергии из России, но все больше интересуется в закупе источников энергии напрямую из Средней Азии, включая казахстанскую нефть и природный газ Туркменистана.

Но контролируемый государством российский Газпром, который изо всех сил старается снабжать и местный рынок, и европейских покупателей, также нацелился на газ Туркменистана. Москва уже сделала некоторые шаги ради закрепления своего контроля над дистрибуцией туркменского газа по своим трубопроводам.

«Им необходимо контролировать сеть трубопроводом, - говорит Бордонаро. - На средний и дальний период времени им совершенно необходимо избежать ситуации, когда подавляющая часть туркменского газа потечет в Китай

Газовая дуэль

Москву также беспокоят недавние шаги Пекина на среднеазиатский рынок, где давно доминировала Россия, но куда все более широкой рекой идет импорт продуктов и текстиля из Китая. Россия все еще является крупнейшим импортером в Казахстан и Узбекистан, но Китай уже дышит ей в спину и очень быстро сокращает отрыв.

Туркменистан также согласился в прошлом году допустить Китайскую национальную нефтяную компанию к разработке своих газовых месторождений в регионе Бактыярлык.

На данный момент общие стратегические интересы России и Китая превосходят растущее экономическое напряжение - но неясно, сколько эта ситуация продержится.

«Я бы не назвал это конфликтом; слишком сильное слово, - говорит Федор Лукьянов, главный редактор московского журнала «Россия в глобальной политике». - Мы увидим мягкое состязание, которое может ужесточиться с усилением Китая. Россия не хочет быть младшим партнером Китая в этом регионе».

Газпром объявил 11 марта, что согласился платить Казахстану, Узбекистану и Туркменистану рыночную цену за природный газ с 2009 года. В последние годы Газпром приобретал газ за 70-150 долларов за тысячу кубометров, а потом перепродавал его - либо в России за гораздо более высокую цену, либо в Европу и далее с большой прибылью для себя.

Газпром не назвал цену, которую готов платить, но аналитики полагают, что это примерно 350-400 долларов.

Этот шаг все сочли как попытку России удержать контроль над рынком после недавних движений Китая в этом направлении.

В 2007 году началось строительство трубопровода, который будет транспортировать природный газ из Туркменистана в Китай. Пекин и Ашхабад подписали договор в 2006-м, ожидается, что трубопровод будет достроен в 2009-м. Пекин также согласен покупать 30 миллиардов кубометров газа в год у Туркменистана в течение 30 лет.

Мэттью Клемент, евразийский редактор лондонской Jane's Information Group, говорит, что Китай быстро уничтожает естественное преимущество России в Средней Азии, которое базировалось в основном на советских связях.

«Россия очень активна в регионе, она считает его своей сферой влияния и имеет исторические связи со всеми странами. Но точно так же чудовище китайской экономики очевидно нарабатывает огромное влияние здесь. Можно подумать, что традиционные российские связи дадут ей немного большее влияние в среднеазиатских государствах. Но все более очевидно, что Китай может предложить куда больше, и он становится чем-то вроде противовеса».

Для Европы не все потеряно

Китайско-российское состязание также мешает планам Штатов и ЕС получить доступ к среднеазиатскому газу. Например, оно подорвало проекты ЕС, связанные с Nabucco и транскаспийскими трубопроводами, нацеленные на то, чтобы перехитрить Россию, транспортируя газ из Каспийского и среднеазиатского региона в Европу через Турцию и Балканы.

Также неясно, сколько в точности природного газа есть у Туркменистана, и хватит ли его на удовлетворение запросов Китая, России и Европы. Аналитик говорят, что это борьба за ограниченные ресурсы, и состязание обещает быть яростным.

«В Средней Азии мы наблюдаем игру с нулевой суммой, потому что если ресурсы пойдут в Китай, они не пойдут в Россию и Европу, - говорит Бордонаро. - Это очень простая, но очень важная вещь, потому что это основание новой большой энергетической игры в Средней Азии, некоторые считают ее призрачной, но она уже началась».

Это большая игра, и среднеазиатские поставщики газа - Туркменистан, Казахстан и Узбекистан - становятся все большими знатоками в игре со своим преимуществом. По этой причине, считают аналитики, проекты вроде Nabucco хоть и пострадали, но далеко не мертвы.

Среднеазиатские государства «хотят играть на всех возможных столах», говорит Бордонаро. «Они рассматривают возможность заключать сделки и делать бизнес не только с русскими, но и с китайцами и европейцами. У европейцев есть возможность улучшить свои позиции, потому что эти страны очень хотят диверсификации».

Аналитики указывают на то, что Туркменистан, Казахстан и Узбекистан также научились отодвигать в сторону свое соперничество ради прибыли и представляют объединенный фронт в газовых сделках.

Эта новая динамика в регионе обещает усложнить отношения в Шанхайской организации, которая свела вместе Китай, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

«Год или более назад было много споров о Шанхайской организации, но активное участие России и ее желание развивать эту организацию очевидно нарастают, - говорит Лукьянов. - Это все потому что становится ясно: Китай будет играть лидирующую роль, если Россия от нее откажется».

У Москвы и Пекина давняя история сложных и амбивалентных отношений. Они были близкими союзниками после прихода коммунистов к власти в Китае. Отношения ухудшились в 60-х, был конфликт на границе в 69-м. С развала СССР в 1991-м отношения улучшаются.

перевод сайта Kazakhstan Today

Radio Freedom/Free Europe 28 Mar 2008

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяТУРКМЕНСКИЙ ЛИДЕР ПРОВОЗГЛАШАЕТ ПОЛИТИКУ "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Следующая статьяЕВРАЗИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ