ТУРКМЕНСКИЙ ЛИДЕР ПРОВОЗГЛАШАЕТ ПОЛИТИКУ "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
28.III.2008, EURASIANET
Хотя туркменский лидер, без сомнения, и отличается переменчивостью нрава, поступающие из Туркменистана сигналы дают основание полагать, что рано или поздно Гурбангулы Бердымухаммедов все же направит часть газоэкспорта своей страны по предлагаемому транскаспийскому маршруту.
В своем приветственном обращении к участникам открывшейся в Ашгабате энергетической конференции Бердымухаммедов пригласил энергетические компании всего мира помочь Туркменистану с освоением его обширных газовых резервов, сообщает полуофициальный сайт Turkmenistan.ru. В частности, туркменский лидер призвал компании из США, Европы и Восточной Азии вкладывать деньги в энергетический сектор страны, отметив, что эти компании могут предложить "интересные инициативы, отвечающие зарубежным требованиям". Туркменский лидер также подчеркнул, что проводимая в стране политика "открытых дверей" и разработанная с "учетом норм международного права законодательная база создают равные условия и возможности для всех желающих сотрудничать с Туркменистаном иностранных партнеров".
В годы правления Ниязова, твердо придерживавшегося политики нейтралитета, Россия обладала фактически монополией на торгово-экспортные связи Туркменистана. При Ниязове Москва сумела практически взять под свой контроль экспорт самого ценного из сырьевых товаров страны - природного газа. При всем этом российские власти оставались недовольны непостоянством политики Ниязова.
Бердымухаммедов, в течение последнего года последовательно укреплявший свои позиции в Ашгабате, теперь, похоже, готов перейти к развенчиванию культа личности почившего диктатора и покончить с изоляционистской политикой страны. В пользу решимости Бердымухаммедова выбросить внешнеполитическое наследие Ниязова на свалку истории говорит и решение туркменского лидера отправиться в начале апреля на саммит НАТО в Бухаресте.
Как стало известно из объявления 27 марта, Туркменистан решил закупить три "Боинга-737", дав тем самым своеобразный старт политике "открытых дверей". В целом же к 2020 году Ашгабат намерен приобрести 20 самолетов "Боинг". Дабы подчеркнуть взятый Туркменистаном в авиационной области курс на Запад, национальные туркменские авиалинии заявили 18 марта о своем намерении выставить на продажу значительную часть своего парка советских реактивных и турбовинтовых самолетов, а также вертолетов.
Геополитический курс Бердымухаммедова нашел отражение во внешнеполитическом документе, который будет определять политику страны на ближайшие пять лет. В ходе транслировавшейся по телевидению встречи с высокопоставленными представителями дипломатического корпуса страны Бердымухаммедов ясно дал понять, что Туркменистан намерен диверсифицировать свои политико-экономические контакты.
"Сохранение отношений с нашими ближайшими соседями, с которыми нас связывают общие исторические, культурные и экономические корни, является одним из наших внешнеполитических приоритетов, - отметил Бердымухаммедов. - Одновременно с этим мы будем развивать партнерство с такими странами, как Россия, Китай, Соединенные Штаты и государства Евросоюза".
Еще до того, как этот стратегический документ обрел свой окончательный вид, туркменский лидер предпринял ряд шагов по воплощению в жизнь его основополагающих идей. Так, в последние недели Туркменистан предпринял ряд мер по оздоровлению отношений с Азербайджаном и Узбекистаном.
По мнению туркменского эксперта Мурада Эсенова, громадную роль в смене курса играют личностные качества руководителей. При Ниязове политика находилась под сильным влиянием его личных предпочтений, тогда как Бердымухаммедов склонен более прагматично смотреть на окружающий мир. "Туркменбаши [Ниязов] не выносил ни Гейдара Алиева [бывшего лидера Азербайджана], ни Ислама Каримова [нынешнего руководителя Узбекистана]", - отмечает Эсенов.
Если верить оценкам туркменских властей, то стране действительно необходимо диверсифицировать свою внешнюю политику и, вероятно, экспортные маршруты. Как сообщили 27 марта государственные СМИ, к 2030 году Туркменистан планирует более чем втрое увеличить ежегодное производство газа в стране, доведя его до 250 млрд. кубометров с нынешних 80 млрд. кубометров.
Туркменистан уже принял на себя обязательства в отношении российского проекта модернизации существующего Прикаспийского газопровода. В данный момент ведутся также работы по строительству газопровода в Китай. Кроме того, имеется еще два экспортных трубопровода: один под названием "Средняя Азия - Центр", ведущий в Россию, и другая, менее протяженная, ветка в Иран.
Правда, пока так и остается неясным, будет ли расширяться и модернизироваться Прикаспийский газопровод, так что у лоббируемого США и Евросоюзом транскаспийского трубопровода, похоже, все же есть некоторые шансы.
По мнению аналитиков, внешнеполитические решения Туркменистана будут формироваться под влиянием топливно-энергетических соображений. Развернутая в последнее время Бердымухаммедовым активная деятельность на дипломатическом фронте была "продиктована необходимостью привлечения зарубежных инвестиций [в энергетический сектор]", полагает сотрудница Королевского института международных отношений (Chatham House) и эксперт по внешней политике Туркменистана Аннет Бор (Annette Bohr).
Среди самых заметных шагов Туркменистана в последние недели стало решение поручить британской компании Gaffney Cline провести аудит газовых запасов Туркменистана. "Этот аудит был условием министерства энергетики США для проведения тендера на подготовку технико-экономического обоснования транскаспийского проекта", - отмечает Бор.
Ашгабатский эксперт по вопросам энергетики журнала "Нефтегазовая вертикаль" Олег Лукин высказал предположение, что Туркменистану нужны новые маршруты, поскольку существующие трубопроводы не смогут справиться с возросшими объемами добычи газа. "Ведущий в Россию трубопровод "Средняя Азии - Центр" не подлежит серьезному расширению. Иранский же трубопровод изначально создавался в расчете на ограниченную мощность", - подчеркивает он.
Если оценки Бердымухаммедова в отношении запасов газа своей страны окажутся верными, то все друзья этой страны - как новые, так и старые - должны возрадоваться. По мнению Аннет Бор, энергетическое соперничество в Каспийском бассейне не обязательно должно быть антагонистической игрой. "Все теперь зависит от результатов аудита газовых запасов" - полагает она.
Email this article 27.III.2008 © Eurasianet