Энергоресурсы Каспия: перетягивание каната продолжается
20 июня 2008г. ? 24 (802) :: Деловая Неделя, Казахстан ::
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Россия и США пытаются склонить центральноазиатских лидеров к нефтегазовому сотрудничеству в своих интересах
В последние пару месяцев в Каспийском бассейне резко активизировали свои действия в сфере «трубопроводной дипломатии» три ключевых игрока этого региона - Россия, Соединенные Штаты и Евросоюз. Каждая сторона проводит при этом на Каспии свою энергетическую политику, и во многом от того, насколько успешно руководство ЕС, России и США будут убеждать своих коллег по Центральной Азии и Закавказью в выгодах собственных предложений, будет зависеть дальнейшая судьба и пути доставки энергоресурсов отсюда на мировые рынки. Ситуация приобретает свою особую интригу в связи с тем, что у России теперь есть новый президент, который хотел бы сыграть свою «проталкивающую» роль в продвижении энергетических интересов России на Каспии, а в Соединенных Штатах к приходу нового президента в начале будущего года американская дипломатия пытается всеми силами создать для него выгодную платформу по реализации стратегических интересов Вашингтона в Центральной и Передней Азии.
Что же касается стран Евросоюза, то для них нынешняя ситуация с прокладкой новых трубопроводов из района Каспия является жизненно важной: ведь от того, какими путями природный газ из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана будет доставляться в Западную и Восточную Европу, будет зависеть и так называемая «энергетическая безопасность» «старого континента», под которой в Брюсселе подразумевают проект Nabucco и все то, что пойдет мимо российской территории.
Баку и Ашхабад - новые друзья Москвы?
Не секрет, что в двух ключевых странах Каспия - Азербайджане и Туркменистане - политические и экономические позиции Москвы в последнее время серьезно ослабли. И именно поэтому нынешним летом этим двум важнейшим энергетическим игрокам региона российское руководство намеревается уделить повышенное внимание. Первым на Каспий отправили договариваться главу компании «Газпром» Александра Миллера. Посетив Баку, он предложил азербайджанскому руководству закупать в дальнейшем азербайджанский природный газ по международным ценам, что является серьезным изменением российской позиции по сравнению с предыдущим годом. Более того, «Газпром» пообещал закупать газ у Баку по долгосрочным контрактам, то есть сделать так, чтобы цены и сами поставки газа не зависели от сиюминутной политической конъюнктуры, и тем самым возобновить газовое сотрудничество между двумя странами, которое в последнее время было практически свернуто.
Со своей стороны официальный Баку не дает пока окончательного ответа на российское предложение, рассчитывая поднять ставки в своей «энергетической игре» и со стороны Европейского союза, и со стороны США, и со стороны своих ближайших географических соседей - Турции, Ирана и даже Израиля.
Азербайджан также готов поставлять свой газ не только через российскую территорию, но также через Турцию, плюс готов присоединиться к европроекту Nabucco под дном Каспия. К тому же Баку уже неоднократно давал понять и Москве, и другим потенциальным покупателям азербайджанского газа, что многое в подобных энергетических раскладах будет зависеть от того, как тот или иной покупатель газа будет относиться к решению Карабахской проблемы.
Азербайджанская сторона намеревается решать этот вопрос уже в самое ближайшее время, и для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, ему нужно активное дипломатическое участие и помощь со стороны своих союзников (или тех стран, которые подобными союзниками потенциально могут стать в обмен на выгодные коммерческие контракты на поставку природного газа из Азербайджана).
По данным специалистов, Азербайджан имеет на сегодня примерно 1,5 трлн. кубометров газа на разведанных месторождениях, включая самое крупное на Каспии - Шах Дениз, пик добычи газа на котором ориентировочно придется на следующий год. Между тем стоит заметить, что поставки газа из Азербайджана в Россию составляют лишь примерно один процент всех российских потребностей в газе, поэтому явно здесь просматривается чисто политический контекст возобновления «газовой дружбы» между Баку и Москвой.
Насколько эта дружба будет реальной, а не декларативной, может продемонстрировать ожидаемый в начале июля визит российского президента Дмитрия Медведева в Баку. Азербайджан всегда очень большое внимание уделяет личным визитам глав зарубежных государств, и если российский президент действительно сумеет договориться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым по газовому вопросу, то Россия на самом деле серьезно сможет укрепить свои позиции в этой республике.
Другим важным клиентом в газовой сфере на Каспии будет Туркменистан, с которым Москва действует по той же схеме: сначала в Ашхабад едет с разъяснениями и увещеваниями глава «Газпрома», а вслед за ним (опять-таки в начале июля) - новоизбранный российский президент.
Туркменского президента переиграть не так-то просто
Посетивший недавно Ашхабад глава «Газпрома» Миллер не был принят туркменским президентом, который фактически единолично командует всей «газовой тематикой» страны, что многие обозреватели оценили чуть ли не как полный провал газовой дипломатии России в этой стране. Между тем ситуация не такая уж катастрофическая для Москвы, как это может показаться скептикам на первый взгляд, поскольку впереди через пару недель - встреча в верхах между Медведевым и Бердымухамедовым, на которой, скорее всего, и будут расставлены «газовые точки» над всеми имеющимися пока нестыковками в энергетическом сотрудничестве между Россией и Туркменистаном. Между тем давно уже известно, что для Туркменистана нынче Россия и предлагаемые ей условия по доставке и маршруты - далеко не единственная возможность поиграть в «газовую дипломатию». Тот же туркменский президент подписал относительно недавно энергетический меморандум с Евросоюзом, обсудил со своим азербайджанским коллегой Алиевым вероятность прокладки транскаспийского газопровода с помощью европейских инвестиций, а также пообещал Китаю обязательно выполнить все взятые на себя обязательства перед Пекином на поставку газа из республики.
«Окучивают» Бердымухамедова усиленно также представители Индии и Пакистана, которым тоже хотелось бы «прислониться» к туркменской газовой трубе, и договориться с первым лицом государства о возможностях поставок природного газа из Туркменистана по направлению на юго-восток.
При этом туркменское руководство все время дает понять России, что если она не захочет платить более высокую цену за тысячу кубометров газа, то у Ашхабада есть в запасе много других выгодных клиентов, которым, скажем, платить с 1 января будущего года по 195 долларов за тысячу кубометров будет вовсе не обременительно.
Туркменский лидер, чтобы не быть голословным по отношению к российской стороне, периодически обещает активно сотрудничать и с Евросоюзом, и с Соединенными Штатами, и с соседними странами, и даже расшевелить так называемый трансафганский газопровод, по которому из Туркменистана природный газ должен в перспективе пойти в сторону Пакистана (однако ситуация в Афганистане остается настолько нестабильной и непредсказуемой, что любые расчеты по газопроводным проектам с участием этой страны можно рассматривать пока лишь гипотетически).
И хотя и Соединенные Штаты, и Индия были не прочь поскорее сдвинуть этот проект с мертвой точки, совершенно непонятно, как и в каких условиях его можно будет осуществить. И тем не менее туркменский президент включает трансафганский маршрут в свою многовекторную комбинацию, в которой уже сегодня есть столько разного рода ответвлений и направлений, что Ашхабад может просто запутаться в своей разношерстной газовой клиентуре.
Скорее всего, именно на прагматичность туркменского лидера и рассчитывают в Москве, когда российский президент Медведев через пару недель проведет в Ашхабаде личные переговоры с Бердымухамедовым. Надо здесь отметить, что в бытность президента России Владимира Путина даже с его весьма жестким напором России так и не удалось «развернуть» в свою сторону Туркменистан и полностью завязать его газовые поставки через свою территорию. Что же касается Медведева, то у него пока опыта общения, а главное, достижения конкретных результатов для России пока нет. А вот туркменский президент - переговорщик крайне непростой, словам которого (и уж тем более - обещаниям) верить можно только с очень большой осторожностью.
Америка наблюдает за Россией и продолжает гнуть на Каспии свою линию
Разумеется, визиты на Каспий руководства «Газпрома» и предстоящие заезды в регион нового российского президента с большим вниманием отслеживаются в США. Американская администрация при всех других первостепенных задачах и внешнеполитических проектах вовсе не собирается забывать о Центральной Азии и Закавказье, а посему держит прочный контакт с руководством Прикаспийских стран, и надеется, что они не будут в ближайшее время столь уж усердствовать в плане укрепления сотрудничества с Россией.
Проехавшись по Центральной Азии и Прикаспию, главный переговорщик со стороны госдепартамента Соединенных Штатов Ричард Баучер убедил (по крайней мере так считают в Вашингтоне) лидеров Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана в том, что США, несмотря на идущую полным ходом в стране избирательную кампанию, продолжают четко контролировать регион и происходящие там события.
Соединенные Штаты при всех этих газовых комбинациях, которые предлагают в регионе Россия и другие страны, по-прежнему уверены, что альтернативным предложениям по обеспечению так называемой «энергетической безопасности» стран Каспия не существует. Именно обещанием обеспечить энергетическую безопасность Туркменистана со стороны как США, так и НАТО американская сторона дала возможность тому же президенту Туркменистана гораздо более уверенно себя чувствовать на переговорах (и нынешних, и будущих с Дмитрием Медведевым) с Россией.
Тесно работает американское руководство и с Азербайджаном, особенно с учетом того, что Вашингтон в принципе готов надавить по дипломатическим и политическим каналам на Армению для решения Карабахского вопроса, а вот Москва разрывать свои связи с Ереваном (в том числе военные) ради возможности стратегического сближения с Баку пока не готова.
К тому же Соединенные Штаты частенько используют в работе со странами Центральной Азии, а также с Азербайджаном и Грузией и механизмы Евросоюза, и НАТО. Фактически Вашингтон и Брюссель почти по всем стратегическим вопросам в регионе выступают как близкие союзники и во многом координируют свои усилия на этом направлении. А вот Россия подобными партнерскими контактами с теми же европейцами в регионе Каспия и Центральной Азии похвастаться не может.
Однако не надо думать, что Москва будет безучастно смотреть на то, как укрепляют свои позиции на Каспии американцы и европейцы. И главным рычагом здесь станет вовсе не участие российских компаний (даже государственных) в каких-то выгодных для Центральной Азии и Закавказья проектах, а, скорее всего, личная дипломатия, на которую сделают ставку теперь и президент Медведев, и премьер Путин. Ведь в отличие от своих американских и европейских соперников-партнеров они имеют возможность встречаться и толковать с глазу на глаз с первыми лицами государств той же Центральной Азии куда чаще, чем Дж. Буш или Н. Саркози.
Но и сами лидеры, к примеру, Прикаспийских стран понимают, что и саммиты СНГ, и ШОС, и ОДКБ, и ЕВраЭс - это прекрасная возможность не только выслушать российские предложения, исходящие от первых лиц государств, но и донести им свое видение энергетических раскладов в регионе, в которых сами эти страны имеют собственные национальные интересы, на поверку существенно отличающиеся от планов и Москвы, и Вашингтона, и Брюсселя.